N°152
24 августа 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  24.08.2006
AP
Роковой "эшелон"
Организация безопасности полетов в России не выдерживает критики

версия для печати
Сегодня Россия скорбит по жертвам авиакатастрофы под Донецком, где днем во вторник разбился пассажирский лайнер Ту-154 компании «Пулковские авиалинии», на борту которого находились 170 человек -- 10 членов экипажа и 160 возвращавшихся с отдыха из Анапы в Петербург пассажиров. Столь масштабных по числу погибших трагедий в современной истории российской авиации не было уже почти 30 лет -- со времен памятной авиакатастрофы под Днепродзержинском, где в 1979 году столкнулись два пассажирских самолета, одним из которых летела футбольная команда «Пахтакор». Нынешняя трагедия тем страшнее, что на борту погибшего Ту-154 находилось 45 детей. Владимир Путин объявил своим указом 24 августа днем траура.

Траурные мероприятия прошли вчера по всей стране и на Украине. На административных зданиях желто-голубые полотнища были приспущены, а в полдень украинцы почтили память жертв авиакатастрофы минутой молчания.

На самом месте падения лайнера еще вчера утром к оцеплению потянулись жители расположенного рядом села Сухая Балка, ставшие невольными свидетелями трагедии. Пятилетняя девочка, потрясенная трагедией, была первой, кто принес сюда своего плюшевого медвежонка и простой тюльпан. Люди приходили все утро. И тоже несли цветы и игрушки, и плакали о детях, погибших в катастрофе.

Между тем несколько сот работающих на месте катастрофы спасателей, следователей и экспертов по авиационной безопасности вчера вторые сутки продолжали собирать останки тел и куски разбившегося лайнера. К полудню поисковики доложили об обнаружении бортовых регистраторов -- «черных ящиков». Сначала нашли параметрический, фиксировавший работу всех агрегатов самолета, а чуть позже и речевой, записывавший переговоры экипажа. Утопленные в болотистом грунте, внешне они выглядели, как сообщили представители МЧС России, «вполне работоспособными».

Вчера к вечеру представители МЧС Украины сообщили, что удалось найти останки уже 164 жертв катастрофы. Они сразу переправлялись в городские морги Донецка. В город вчера прибыло около 200 человек родственников погибших для участия в процедуре опознания. Большая часть из них прилетела специальным рейсом из Пулково, некоторые добирались своим ходом на машинах из Анапы.

«Опознание тел погибших будет проходить в 1-й горбольнице города Донецк», -- сказали в пресс-службе МЧС Донецкой области. Процедура родственникам предстоит не из легких. По словам участников операции, целых тел практически нет, людей буквально разорвало на части, и опознать их будет непросто. Туда же прибыли и эксперты Ростовского областного бюро судмедэкспертизы. «Они будут подключаться по мере того, как будут прибывать родственники и когда мы определимся по вопросам взятия анализов ДНК», -- рассказал министр транспорта России Игорь Левитин, возглавляющий госкомиссию по расследованию причин трагедии.

Несмотря на все усилия, вчера специалистам так и не удалось приблизиться к разгадке тайны гибели лайнера. Опросив местных жителей, следователи смогли лишь восстановить примерную картину последних секунд жизни самолета. Школьник из поселка Сухая Балка Сергей Мельников сообщил: «Было видно, что самолет вертится в штопоре вокруг своей оси». Он также отметил, что самолет взорвался только после столкновения с землей в 2 км от поселка. Туда, по его словам, сразу побежало около сотни жителей села. «Мы пытались потушить пламя, но подручными средствами это сделать было невозможно, кроме того, у места пожара невозможно было оставаться из-за сильного запаха керосина», -- рассказал мальчик. Примерно такую же картину описывал и другой очевидец, Геннадий Курасов, пасека которого находилась в нескольких десятках метров от места падения самолета: «Было такое ощущение, что самолет приближался к земле никем не управляемый». Кроме того, все свидетели говорят, что во время падения авиалайнера шел дождь с грозой.

В течение всего дня специалисты выдвигали самые разные предположения о причинах аварии Ту-154. По статистике, если речь не идет о теракте, более 90% всех авиакатастроф происходит при взлете и посадке -- именно в этот период полета агрегаты лайнера и экипаж работают наиболее активно и, соответственно, наиболее вероятна возможность какого-либо сбоя или ошибки. Когда же самолет, как в случае с Ту-154, находится «на эшелоне» -- набрав заданную высоту и двигаясь постоянным курсом, -- вероятность ЧП минимальна. Именно это оставалось вчера главной загадкой происшедшего. В связи с этим наблюдатели и эксперты продолжали высказывать самые разные предположения о причинах падения самолета -- удар молнии, уход по тем или иным причинам на сверхбольшую высоту (где из-за разреженности воздуха лайнер может сорваться в штопор) и т.д. Однако работающие на месте трагедии специалисты к таким версиям относились скептически.

Один из экспертов, занимающийся расследованием катастроф, в разговоре с корреспондентом «Времени новостей», к примеру, высказал сомнение в возможности падения самолета в результате попадания молнии. «Во-первых, командир экипажа всегда может увести воздушное судно от грозового фронта, а во-вторых, современные лайнеры имеют специальную защиту -- на плоскостях крыльев имеются специальные стекатели, по которым заряд как бы уходит с машины. Я сам не раз попадал в грозовой фронт, и в принципе для самолета это не смертельно», -- сказал источник.

Расследованием причин катастрофы сейчас занимаются специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Именно они будут расшифровывать «черные ящики» разбившегося «Ту», и именно им предстоит кропотливая работа по сбору частей и агрегатов, разбросанных на поле у Сухой Балки.

Параллельно свое расследование ведет и Генпрокуратура России. «Уголовное дело возбуждено по ч. 3 ст. 263 (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта), -- сообщили в пресс-службе Генпрокуратуры РФ. -- Для расследования создана следственная группа, начаты процессуальные действия в Санкт-Петербурге, Анапе и Ростове-на-Дону». Но ни МАК, ни Генпрокуратура не спешат с официальными выводами. Впрочем, вчера, когда стало известно об обнаружении «черных ящиков», в частных беседах эксперты высказали надежду, что «возможно, в этот раз ситуация прояснится очень быстро».

Пока же свое мнение начали высказывать политики, обеспокоенные тем, что трагедия под Донецком стала уже второй в этом году крупной катастрофой с участием российских пассажирских самолетов. Как известно, 9 июля в аэропорту Иркутска уже после посадки выскочил со взлетной полосы и сгорел самолет А310 компании S7 (бывшая «Сибирь»), в результате чего погибли 127 человек и еще около 50 были ранены. Член комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков вчера заявил журналистам: «Участившиеся за последние годы авиационные катастрофы и последняя из них, унесшая 170 жизней, свидетельствуют о том, что сегодня существуют серьезные глубинные изъяны в организации безопасности полетов, а возможно, и в целом серьезные недостатки в отрасли. Независимо от того, будут или нет установлены причины вчерашней катастрофы, сегодня ясно одно: система безопасности полетов в России абсолютно не соответствует международным стандартам». Это мнение поддержал и зампред комитета по безопасности Виктор Илюхин: «Не только трагедия под Донецком, но и недавние мучения россиян в итальянском Римини из-за сбоев в работе авиакомпании «Сибирь» свидетельствуют о том, что на безопасность полетов в нашей стране влияют два фактора -- это отсутствие современных новых самолетов, а также коммерциализация работы авиакомпаний, или, попросту говоря, их стремление к наживе любой ценой».
Эдуард ЛОМОВЦЕВ
//  читайте тему  //  Катастрофа ТУ-154
//  читайте тему  //  Авиакатастрофы в России


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  24.08.2006
AP
Организация безопасности полетов в России не выдерживает критики
Сегодня Россия скорбит по жертвам авиакатастрофы под Донецком, где днем во вторник разбился пассажирский лайнер Ту-154 компании «Пулковские авиалинии», на борту которого находились 170 человек -- 10 членов экипажа и 160 возвращавшихся с отдыха из Анапы в Петербург пассажиров... >>
//  читайте тему:  Катастрофа ТУ-154
//  читайте тему:  Авиакатастрофы в России
  • //  24.08.2006
Михаил Циммеринг
Состоявшееся недавно примирение российских военных и прокуроров стало одним из самых ощутимых политических последствий смены руководства Генпрокуратуры, которую в июне возглавил Юрий Чайка... >>
//  читайте тему:  Дедовщина в армии
  • //  24.08.2006
Врачи вновь вступились за Андрея Сычева
На продолжающихся в Челябинском гарнизонном суде слушаниях по делу искалеченного рядового Андрея Сычева произошел новый неожиданный поворот. Несколько дней подряд в зале звучали только опровержения версии прокуратуры, обвинения в адрес следователей в фальсификации дела и упреки в отношении самого пострадавшего рядового в отсутствии личной гигиены... >>
//  читайте тему:  Дедовщина в армии
  • //  24.08.2006
Кирилл Каллиников
Студенты-националисты, как полагают следователи, готовили в Москве серию терактов
Замоскворецкий суд Москвы вчера утром выдал санкцию на арест столичных студентов Олега Костырева и Ильи Тихомирова, обвиняемых в совершении взрыва на Черкизовском рынке в минувший понедельник, в результате которого погибли десять человек... >>
//  читайте тему:  Взрыв на Черкизовском рынке
  • //  24.08.2006
Мосгорсуд дал Николаю II и его семье новый шанс на реабилитацию
Мосгорсуд на днях уведомил главу императорского дома Романовых о причинах отмены решения Тверского райсуда столицы об отказе в признании последнего российского царя Николая II и членов его семьи жертвами политических репрессий... >>
  • //  24.08.2006
В подземном скоростном транспорте станет легче дышать не раньше чем через год
Система вентиляции Московского метрополитена, построенного 70 лет назад по принципу «погреба», не справляется с дыханием населения современного мегаполиса. Если когда-то столичная подземка была спасением от жаркого зноя, то этим летом горожанам в очередной раз довелось убедиться, как метро превращается в душегубку... >>
  • //  24.08.2006
Reuters
Россия может запретить импорт мяса из Нидерландов, Бельгии и Германии
Птичий грипп и коровье бешенство теперь не единственные болезни, которых стоит опасаться любителям мясных блюд. На животноводческих фермах Европы выявили новую болезнь, угрожающую здоровью человека... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ