N°15
31 января 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  31.01.2006
Ведьма
На экраны выходит фильм «Требуется няня»

Фильм Ларисы Садиловой «Требуется няня» очевидно «передержали». Более полугода он путешествует по фестивалям, в то время как снят скорее для публики, причем публики совершенно не ограниченной никакими параметрами, -- образцовый фильм «для всех». Очень благосклонно принятый критикой на «Кинотавре», одобренный на фестивале в Выборге, он не получил ни одного серьезного приза (правда, работа Марины Зубановой вошла в номинацию на лучшую женскую роль национальной премии критики «Белый слон»). В отличие от предыдущих двух фильмов этого режиссера ("С днем рождения" и "С любовью. Лиля."), получивших довольно много престижных наград, картина по существу пролетела и мимо международных фестивалей, оказавшись для них слишком «зрительской». А для отечественного проката она сегодня не достаточно «блокбастерная» -- камерная, недорогая, без эффектов и трюков история представляется прокатчикам незавидной. А напрасно -- приложив некоторые усилия, этот фильм вполне можно было бы сделать очень популярным.

Историю Садилова придумала простую, но эффектную: в одну состоятельную, хотя и вполне обычную семью нанимают няню -- не первой молодости бывшую учительницу биологии. Хозяева, люди эгоистичные и занятые собой, походя задевают своими замечаниями ее женскую гордость и в результате получают монстра. Няня Галя легко находит общий язык с избалованной девчонкой, и под ее покровительством мстит своим обидчикам сладострастно и изобретательно. При этом вовсе не теряя обаяния, добродушия и миловидности.

Картина страдает родовым недостатком современного российского кино: она небрежна по мотивировкам, часть сюжетных линий так и не собирается в целое, акценты сделаны не точно. Объясняется это прежде всего тем, что сценарий до съемок не был окончательно доделан, совершенствовался в процессе работы, даже смонтированного материала, честно признается Лариса Садилова, оказалось настолько много, что 40 минут пришлось вырезать, отчего некоторые сюжетные ходы скособочились, а другие и вовсе вылетели. К тому же режиссер в Садиловой спорил со сценаристом, на площадке возникали новые идеи и соображения, и по ее собственной оценке, картина получилась на перепутье между жанром и авторским кино.

Однако, несмотря на все эти очень обидные недостатки, понятно, что Лариса Садилова обладает энергией, фантазией, умением выбирать типажи и работать с актерами, а также редким даром коротких характеристик, что в сумме делает ее отличным претендентом на работу с большим бюджетом, крепким сценарием, точными задачами -- и хорошими продюсерами (которые в нашем кино, правда, встречаются очень редко).

Уже в этой картине, снимая которую Садилова руководствовалась не столько своими желаниями, сколько задачами жанра, ей удалось постоянно поддерживать зрительское напряжение. Рассказать содержание фильма было бы жестоко по отношению к будущим зрителям, тем более что повороты его сюжета действительно неожиданны. Но вот что важно -- Садиловой удается создать свою почти детективную интригу не на пустом месте и не на схемах западного кинематографа, а вынуть ее из плоти современной жизни. Ее няня, так принципиально отличающаяся от традиционного для этого социального амплуа ряда, где милые простые старушки типа Арины Родионовны мирно уживались с прелестными молодыми гувернантками вроде Мэри Поппинс, абсолютно вписана в реальность новой России. Лариса Садилова рассказывает, что идея сценария пришла ей в голову после встречи со своими провинциальными подружками, которые просили ее устроить их работать в богатую московскую семью. Эти женщины, говорит Лариса, идут в прислуги не для того, чтобы заработать, а ради перемены участи. Они имеют приличное образование, они росли во времена равенства всех в бедности и сегодня не могут примириться с неравенством в богатстве. Внутренне они чувствуют свое превосходство над своими хозяевами, они уязвлены своей судьбой и ждут от нее подарков. Да и хозяева совершенно не умеют вести себя в условиях социального неравенства -- они либо заискивают, либо хамят, пытаются то дружить, то покровительствовать, то «ставить на место».

Но социальным аспектом не исчерпывается смысл картины Садиловой. При всем бытовом правдоподобии мир, изображенный в фильме, вовсе не так уж реален, в нем есть какая-то странная зыбкость, и персонажи в нем далеко не так просты, как кажутся. И дело не только в няне.

Среди героев картины нет ни одного положительного персонажа. Здесь за каждым водится что-то скверное, и именно отсутствие доброты и внимания к другим, эгоизм и себялюбие ввергают персонажей в пучину неприятностей.

Няня, отлично сыгранная Мариной Зубановой, не пожалевшей самое себя, сыгравшей так натурально, так точно, что между актрисой и образом, как любили говорить в старину, иголки не просунуть, персонаж если не узнаваемый, то чрезвычайно убедительный. Хороши и два других героя: сыгранный Валерием Бариновым папаша-пенсионер и тетя Маша Раисы Рязановой -- чудесные народные типажи. Один, не привыкший себе ни в чем отказывать, и другая, заковавшая себя в схиму показного смирения... Снявшиеся в роли родителей Алексей Макаров и Виктория Искакова не столь органичны -- их холеные, породистые и совершенно инфантильные герои только намечены, скорее угадываемы. А вот невероятно органичная Ира Шипова, девочка-модель, профессионалка юного возраста, сыграла самый любопытный характер. Простив ее героине некоторую непоследовательность в поведении -- это вина режиссера и драматурга Садиловой, -- той же Садиловой хочется воздать должное: она сумела показать амбивалентность характера этого капризного ребенка, незавершенность его черт и странный, безусловно творческий склад ее личности, в котором есть что-то от художника и, возможно, от самой Садиловой, чей собственный пристальный и скорее безжалостный, чем дружелюбный взгляд на мир и делает фильм столь завораживающим.
Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  31.01.2006
На экраны выходит фильм «Требуется няня»
Фильм Ларисы Садиловой «Требуется няня» очевидно «передержали». Более полугода он путешествует по фестивалям, в то время как снят скорее для публики, причем публики совершенно не ограниченной никакими параметрами, -- образцовый фильм «для всех»... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  31.01.2006
Выставка Василия Чекрыгина в ГМИИ имени А.С. Пушкина
Для многих поколений оппозиционной советской интеллигенции имя художника Василия Николаевича Чекрыгина было паролем в некое герметическое сакральное пространство подлинных знаний, смыслов, идей, что спасали от мерзости и убожества эсэсэсэровской повседневности... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  31.01.2006
«В круге первом» предпочли 40% московских телезрителей
Все, кто следит за телевизионной жизнью, знают, что главным для тех, кто на телевидении работает, являются два магических слова -- доля и рейтинг... >>
//  читайте тему:  Телепремьеры
  • //  31.01.2006
В «Знамени» (№1) проходит торжественный смотр поэтического истеблишмента. Номер открывают два (мал золотник!) стихотворения Сергея Гандлевского... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама