N°12
26 января 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  26.01.2006
Теплосбережение
Перформанс «Самое хитрое слово» прошел в галерее «Практика»

версия для печати
Перформанс в галерее «Практика» оказался действительно экстремальным мероприятием. В основном для зрителей, в которых жажда зрелища преодолевала страх перед холодом. От группы Ultrafuturo, основанной отечественным перформансистом Олегом Мавроматти и его подругой жизни Боряной Росса, конечно, ожидали самых радикальных действий. Но мороз на улице превратил жесткую и таинственную алхимическую историю в сказку о тепле, которое буквально излучают человеческие тела. Болгарская художница Боряна Росса немного порезала свой теплозащитный костюм (а заодно и молодое тело), чтобы тепловизор смог транслировать на экран ее личное излучение вместе с процессом превращения одного предмета в другой -- креста в ложку. Зрители во тьме могли видеть на экране лишь цветные пятна -- чем теплее, тем ярче. Предметы теряли очертания -- тепло, исходящее от фена, разогревавшего предметы до полной потери форм, готовности к будущим трансформациям, для тепловизора было важнее его очертаний. Образ самой художницы на экране, разумеется, тоже исчерпывался несущими тепло порезами и окутанной облаком высоких температур рукой, почти сливавшейся с феном. В общем, на экране шел абстрактный фильм, в фиолетово-красных тонах иллюстрировавший самую актуальную в Москве тему холодов. Легкое членовредительство на этом фоне не казалось слишком жестким -- даже фотографии на стенах галереи, иллюстрировавшие другие перформансы группы, изобретающей нового человека с помощью преодоления пола, превращения в машину и других псевдофутуристических штучек.

Свои страшноватые эксперименты группа проводит сразу на всех территориях, стремясь соединить искусство, науку и христианскую веру в единую стройную систему, реальность, в которой они некогда существовали. Очищая идею от традиционной формы, члены группы шокируют телесными обрядами, сшивая, зашивая, маркируя датчиками живую плоть. В стремлении вернуть высказыванию непосредственность, искренность, не защищенную наросшими трактовками, комментариями, ассоциациями художники не жалеют ни себя, ни зрителя. Один из основателей группы -- радикальный перформансист Олег Мавроматти, чего только с собой не делавший, пытаясь собственным телом наставить зрителя на путь истинный -- задуматься о смысле жизни, искусства, жертвы. После печально знаменитого перформанса с приколачиванием себя к кресту Мавроматти пришлось покинуть Москву, но он нашел единомышленников и более толерантное общество в Болгарии. Там его непосредственные высказывания обогатились новыми технологиями и в таком сложном составе демонстрируются сейчас в «Практике» -- увы, в записи.

Казалось жесткие перформансы 1990-х канули в Лету вместе с заклейменными именами Тер-Оганьяна, Мавроматти и других героев, которые хотели как лучше, но были неправильно поняты. Продвижение искусства в жизнь с нажатием на болевые точки общества легкой жизни не обещает -- неудивительно, что десять лет спустя главные московские перформансисты читают лекции, переводят капитал в абстрактные формы, симпатичные рисуночки. И все же московский перформанс, потерявший самых мощных своих бойцов в столкновениях с религиозным возрождением, в этом сезоне выходит из тени: осенью Елена Ковылина бесстрашно боксировала на «АРТСтрелке» с желающими (и была жестоко побита художником), там же в крошечной, но очень бойкой галерее АВС Максим Илюхин терпеливо лежал под прозрачным полом -- топчите меня кто хочет. Несколькими днями раньше сеанса в «Практике» в Галерее Гельмана сидел в клетке Император Вава -- трудился над картинами и романом. Новому времени -- новые высокотехнологичные песни -- теперь кусать людей на улице без Интернета так же неприлично, как резать себя без тепловизора. Увы, в обществе, стремящемся к простым ответам, задавать вопросы не принято, особенно на темы религии, веры, жертвы и свободы. После процесса по делу организаторов выставки «Осторожно, религия» на эти темы художникам рекомендовано рассуждать в одной форме -- освященной веками и регламентами иконе. Неудивительно, что и радикальная болгарскоподданная Боряна Росса охотнее отвечала на вопросы о технологиях и приспособлениях, чем о смысле своей работы. Это дало еще одно измерение перформансу.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ
//  читайте тему  //  Выставки


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  26.01.2006
www.komische-oper-berlin.de
Две премьеры берлинской «Комише Опер»
В Берлине три больших оперных театра, и городу-банкроту все труднее их содержать. Авторитет «Штаатсопер» в глазах зрителя держится прежде всего на несомненной суперзвездности музыкального руководителя Даниэля Баренбойма и дает театру возможность неизменно плотно заполнять зал... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  26.01.2006
Перформанс «Самое хитрое слово» прошел в галерее «Практика»
Перформанс в галерее «Практика» оказался действительно экстремальным мероприятием. В основном для зрителей, в которых жажда зрелища преодолевала страх перед холодом. От группы Ultrafuturo, основанной отечественным перформансистом Олегом Мавроматти и его подругой жизни Боряной Росса, конечно, ожидали самых радикальных действий... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  26.01.2006
Смотрите с 26 января на экранах Москвы
«Оптом дешевле 2» (США, 2005, Адам Шенкман). Продолжение весьма популярной комедии 2003 года, в свою очередь являвшейся ремейком картины полувековой давности (которая, кстати, сиквелом не обзавелась)... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  26.01.2006
Один из главных трендов прошедшего года -- расширение территории искусства. Куда оно только не просочилось, актуальное наше. И в заводские цехи, и в банки, и в офисы, и в метрополитен (с демонстрации видеоарта на станции «Воробьевы горы» открывалась Первая Московская биеннале)... >>
//  читайте тему:  Выставки
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика