N°10
24 января 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  24.01.2006
Кирилл Каллиников
Сорок Карлов в одной государыне
Спасенную статую Екатерины II вернули Москве

В понедельник в главном зале Третьяковской галереи мэр Москвы Юрий Лужков принял в дар «мраморную бабушку» -- скульптуру императрицы Екатерины, которую презентовала столице Республика Армения. В церемонии участвовал посол Армении в России г-н Смбатян. Так славно начался Год Армении в России. Так славно начался юбилейный год Третьяковской галереи. Так славно обозначены приоритеты московского мэра в монументальной пропаганде столицы.

История статуи весьма любопытна. Чем-то напоминает совершенно мистические, подробно описанные Натаном Эйдельманом приключения «медной бабушки», статуи Екатерины II, непостижимым образом вторгшейся в фамильную историю рода Гончаровых, в биографию самого Александра Сергеевича Пушкина. Уже символично, что две «монументальных» истории, пушкинскую и екатерининскую, объединяет имя скульптора Александра Опекушина. Обоих героев он увековечил. Отлитый на народные деньги в 1880 году памятник Пушкину до сих пор самый любимый и почитаемый. До сих пор у него назначают свидания, проводят манифестации и читают стихи. А вот с опекушинской Екатериной, выполненной в полтора человеческих роста (260 см) из каррарского мрамора на шесть лет позже Пушкина (к столетию кончины императрицы), неувязочка вышла. То есть с ней собирались сделать ровно то самое, что сам Александр Сергеич желал сделать с томящейся в подвалах гончаровского имения Полотняный Завод своей «медной бабушкой» -- статуей императрицы Екатерины Великой, отлитой из немецкой бронзы. Поэт по наущению деда невесты собирался порадовать торговцев медью и сиятельную бабку продать на переплавку. Так вот и опекушинскую Катерину, с 1895 года украшавшую зал Городской думы, после революции хотели распилить на куски и изготовить из них сорок (!) бюстов Карла Маркса. И немудрено, ведь Гордума превратилась в Музей вождя пролетариата! Совершенно фантастическим образом скульптура избежала участи других опекушинских творений в честь фамильного древа Романовых: созданный им для Кремля памятник императору Александру II, поставленный около храма Христа Спасителя монумент Александру III были уничтожены в 1918--1919 годах. За Екатерину Великую вступился отличный скульптор Сергей Меркуров. Пользуясь высокой должностью директора ГМИИ, Меркуров предотвратил акт вандализма, спрятал статую и хранил какое-то время у себя в мастерской. А в 1952 году отправил в Картинную галерею Армении, где «мраморная бабушка» и пребывала полвека. В 2003 году самолетом МЧС ее перевезли в Москву. Долго и тщательно реставрировали. Вернули утраченную корону и выбитый из рук скипетр. А теперь вот представили на суд публики и торжественно передали Москве.

Сама акция отлично вписывается в идеологию монументальной пропаганды московского мэра Юрия Лужкова. Вспомним, как за последние годы столица преображается в своем томлении по державному прошлому. Царям памятники ставят. Царицынский дворец достраивают под что-то вроде «дома приемов московской мэрии», а украсят его пышной декорацией на тему «апофеоз правления императрицы Екатерины Великой». Будут задействованы все знатные придворные художники мэра -- от уже «улучшающего» XVIII век Михаила Посохина до исторических живописцев класса академии Глазунова. И есть предчувствие, что в Третьяковке «мраморная бабушка» долго не загостит. Отправят ее, родимую, на службу при новом «царицынском» дворе.

Пять лучших памятников императрице Екатерине II в России

1. При жизни императрицы ее увековечивали не раз самые лучшие скульпторы Европы. Богатые дворянские фамилии считали своим долгом установить фигуру государыни в специально построенных беседках фамильного парка. Императрица будто гостила у них всегда и им покровительствовала. Однако самым лучшим из прижизненных памятников, появившихся в России, был созданный Федотом Шубиным в 1789--1790 годах для потемкинского Таврического дворца (Екатерина изображена в образе Законодательницы; теперь скульптура в Русском музее).

2. Другой великий прижизненный монумент императрицы был заказан князем Потемкиным в 1787 году в Берлине немецким скульпторам братьям Мейерам в честь закладки предполагаемой новой третьей столицы России города Екатеринослава (ныне украинский Днепропетровск). Однако Потемкин умер, столицы не случилось. Памятник из Берлина никто не выкупил, покуда его не приглядел и не приобрел там купец Афанасий Гончаров, дед Натальи Гончаровой. С этого момента и началась таинственная история «медной бабушки». Огромную бронзовую глыбу с изображением императрицы в римском военном панцире и тоге привезли в калужское имение Гончаровых Полотняный Завод. Там она долго лежала в подземелье. Потом дедушка Афанасий, дабы дать денег в приданое внучке -- невесте Пушкина, безуспешно пытался ее продать на переплавку (заставив при этом будущего зятя писать письмо шефу жандармов Бенкендорфу с просьбой разрешить плавить образ монархини). Потом сам Пушкин хотел уже не переплавить, а просто продать статую в Царское Село (где памятника Екатерине не было) и погасить «бабушкой» долги. Словно другая бабушка из «Пиковой дамы», Катерина все искушала какими-то деньгами, все участвовала в семейных делах, все была навязчивой идеей... Самое загадочное -- Пушкин был обречен всю жизнь с этой статуей маяться. Дело с места не двигалось. Только после смерти поэта статую купили в Екатеринославль. Однако историческая справедливость торжествовала не долго. После революции с центральной площади статую сослали в музей. Во время Великой Отечественной войны ее вывезли немцы. Следы ее потеряны...

3. Третий памятник связан с той же «медной бабушкой». Дело в том, что по просьбе министра двора князя Волконского памятник с Полотняного Завода инспектировал ректор Академии художеств скульптор Иван Мартос с тремя профессорами. Цель -- выяснить, насколько ценна статуя, чтобы покупать ее у Пушкина и выставлять публично. Мартосу статуя понравилась. А сам он, между прочим, еще в 1812 году украсил бронзовой «персоной» Екатерины II древнюю столицу, Москву. И это был первый гигантский монумент государыне в древнем городе, в зале московского Дворянского собрания.

4. Самый известный монумент Екатерине находится на площади Островского перед Александринским театром Петербурга. Это уже монументальная пропаганда нового времени (дата открытия скульптуры -- 1873-й). Императрица в державной позе стоит на высоком гранитном постаменте. У подножия -- выдающиеся люди екатерининского царствия: Суворов, Румянцев, Державин, Бецкой, Дашкова, Орлов, Безбородко, Потемкин, Чичагов. Автор памятника -- М.О. Микешин. Архитектор Д.И. Гримм. Статуя Екатерины сделана по модели М.А. Чижова, а вот девять придворных создал Александр Опекушин, так что этот памятник в свою очередь связан с пятым монументом.

5. Только что презентованная опекушинская статуя по праву входит в число лучших памятников в честь светлейшей монархини.
Сергей ХАЧАТУРОВ


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  24.01.2006
Кирилл Каллиников
Спасенную статую Екатерины II вернули Москве
В понедельник в главном зале Третьяковской галереи мэр Москвы Юрий Лужков принял в дар «мраморную бабушку» -- скульптуру императрицы Екатерины, которую презентовала столице Республика Армения... >>
  • //  24.01.2006
ИТАР-ТАСС
Анна Нетребко и Роландо Виллазон представили оперное шоу с шампанским, пивом и апельсинами
Нет больше трех теноров, зато есть Нетребко с Виллазоном. Она -- русское сопрано, красавица, умница, кокетка, героиня прогрессивных постановок на престижных сценах, изящных телеклипов, глянцевых обложек и обворожительных билбордов по всей планете (в прошлом -- мисс Кубань и восходящая звезда Мариинки)... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  24.01.2006
Минувший год прошел под эгидой глобальной инфантилизации населения... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама