N°54
31 марта 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  31.03.2005
Призыв к толерантности
Михаил Швыдкой обеспокоен тем, куда движется культура

версия для печати
Пресс-конференцию по проблемам культурной политики глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой начал крайне эмоционально. По его словам, он встревожен и не вполне понимает, как дальше будет развиваться культура -- «цивилизованно, как последние 15--20 лет, или в ином направлении». Опасные векторы он поначалу не обозначил, заметив однако, что речь идет о реализации Федеральной культурной программы.

Зато им были названы две проблемы, которыми государству в сфере культуры нужно заниматься в первую очередь. Их сочетание выглядело неожиданно. По мнению Швыдкого, России необходим протекционизм по отношению к традиционным национальным культурам, нужно поддерживать малые народы Севера, исчезающие языки, ремесла и так далее: «Перед этой проблемой стоят все -- индустриальная культура требует космополитизма. Даже английский язык Интернета не имеет ничего общего с живым литературным английским языком. Сохранение подлинных нематериальных ценностей нам просто необходимо». Второй темой, беспокоящей чиновника, оказалась низкая толерантность российского общества.

На вопрос «Времени новостей» о том, как конкретно то и другое можно развивать при помощи государственного культурного менеджмента (то есть можно ли считать одним из механизмов сохранения истинного фольклора президентские гранты ансамблю «Березка» и ансамблю народного танца Игоря Моисеева), глава федерального агентства отвечал уклончиво. Механизмы сохранения наследия, по его мнению, «это вопрос жизни». И тоже больше никаких подробностей. Что касается грантов, получателями которых теперь станут не оперные и балетные труппы, симфонические оркестры и консерватории, а хранители традиций в лице вышеупомянутых ансамблей, Оркестра народных инструментов им. Осипова и Хора им. Александрова, тут Швыдкой согласился, что это не истинный фольклор. Но, по его словам, в данном случае речь идет о другом параграфе культурной политики. Дело в том, что кадры утекают за рубеж. «Посмотрите на ирландское танцевальное шоу Riverdance -- там же танцуют одни солисты ансамбля Моисеева! Гранты как раз призваны оставить профессионалов на родине». То есть сначала грантами удерживали балетных артистов и классических музыкантов. Теперь государство занялось поддержкой фольклорных ансамблей, в которых видит вместилище конкурентоспособного на международном рынке профессионализма. Получается, что ценности, конечно, нужны, но танцоры важнее.

Проблема терпимости была рассмотрена не так подробно, но емко. По словам Швыдкого, «право на свободное творчество и свободный доступ к творчеству записано в конституции, а законы должны соблюдаться». Журналистам оставалось только услышать в этих словах упрек в адрес то ли самого общества, то ли каких-то неперсонифицированных сил, которые не желают соблюдать конституцию.

На расспросы о реконструкции Большого театра Швыдкой сообщил, что согласована окончательная сумма, которую государство выделит на проведение работ, -- 15 млрд руб. Это в два раза меньше, чем просил театр. «Сумма тяжелая, и потребуются корректировки проекта». По поводу оперы «Дети Розенталя» он сказал: «Чем больше на нее нападают, тем больше она мне нравится! Постановка немного перегружена режиссурой, но это мое личное мнение». А говоря о ситуации вокруг премьеры, Швыдкой возмутился воскресной программой Владимира Соловьева: «Как можно задавать вопрос телезрителям, запретить или не запретить оперу? Если обществу задавать неправильные вопросы, оно и будет на них неправильно отвечать. Если спросить, надо ли любить ближнего, все ответят «надо». А если по-другому: «Может, не надо любить ближнего», то часть так и ответит -- «не надо». Это простая манипуляция. За запрет проголосовало почти 16 тысяч, но посмотреть оперу физически могли только 4,5 тысячи!»

Еще один актуальный вопрос -- о приговоре организаторам выставки «Осторожно, религия» -- остался без ответа: «Я чиновник и решения суда комментировать не могу. Что касается реакции общества, я уже сказал и могу повторить, что толерантность и право на творчество записаны в конституции. А у всех телевизионных пультов есть одно общее -- кнопка, на которую можно нажать, выключить и все это не смотреть!»

Чиновника еще спрашивали о проблемах сохранения памятников, библиотеках, издательских программах и передаче культурных ценностей в связи с 60-летием Победы. Но здесь он ничего нового не сказал. Отметил только, что вопрос возврата ценностей был не актуален раньше и уж тем более никак не связан с 60-летием. «Есть закон, и в его рамках можно работать».

Казалось, что Михаил Швыдкой собрал пресс-конференцию специально для того, чтобы, призвав к сохранению культурных традиций исчезающих народов, высказаться или по крайней мере намекнуть на тему угрозы свободному творчеству и свободному обществу. Хотя он и дал понять, что государство с большей охотой финансирует танцоров, чем целевые программы по сохранению культур малых народов, похоже, что угроза, с его точки зрения, кроется не только в недостаточном финансировании. Она также в манипуляциях общественным сознанием и несоблюдении законов и принципов конституции. Но поскольку призывать к порядку само общество, в исступлении поддающееся гипнотическим пассам, практически бесполезно, это были, видимо, реплики в адрес самих манипуляторов: «Маска, маска, я тебя знаю».
Юлия БЕДЕРОВА


  КУЛЬТУРА  
  • //  31.03.2005
Михаил Гутерман
Спектакль Андрея Могучего «Pro Турандот» на «Золотой маске»
Театр «Приют комедианта» (СПб) привез в Москву прошлогоднюю постановку Андрея Могучего. Спектакль «Pro Турандот» уже награжден «Призом зрительских симпатий» на XIV «Балтийском доме» и «Золотым софитом» -- высшей наградой театрального Петербурга... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  31.03.2005
Андрей МОГУЧИЙ на "Золотой маске" практически свой человек. В 2001 году он получил на этом престижном национальном конкурсе приз критики. На десятилетие "Маски" его пригласили режиссером церемоний открытия и закрытия фестиваля... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  31.03.2005
Михаил Швыдкой обеспокоен тем, куда движется культура
Пресс-конференцию по проблемам культурной политики глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой начал крайне эмоционально. По его словам, он встревожен и не вполне понимает, как дальше будет развиваться культура -- «цивилизованно, как последние 15--20 лет, или в ином направлении»... >>
  • //  31.03.2005
Николай Цискаридзе в балете «Манон» Мариинского театра
Немногие балетные артисты выстраивают свою карьеру так тщательно, как Николай Цискаридзе, -- танцовщик ставит себе цель, маячок следующей роли, и идет к этой цели. Маячки обозначают очень внятный маршрут -- маршрут актера-романтика... >>
//  читайте тему:  Танец
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ