N°5
18 января 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  18.01.2005
ИТАР-ТАСС
"Волги" остались без двигателей
ГАЗ обвиняет ЗМЗ в попытках закрыть производство

версия для печати
Неприязненные отношения предпринимателей Олега Дерипаски и Алексея Мордашова вылились в очередной производственный конфликт -- между Горьковским автозаводом и его основным поставщиком бензиновых двигателей, Заволжским моторным заводом. Вчера ГАЗ, входящий в холдинг Олега Дерипаски «Руспромавто», должен был запустить конвейер, который ежегодно останавливается на время новогодних праздников. Однако вместо пяти конвейеров были запущены четыре -- по сборке грузового и коммерческого транспорта. Начало выпуска легковых авто отложено до 20 января. На ГАЗе обвиняют в срыве графика своего основного поставщика двигателей -- Заволжский моторный завод, которым владеет холдинг «Северсталь-авто». В Нижнем считают, что ЗМЗ необоснованно повысил отпускные цены на силовые установки и пытается «остановить производство на ГАЗе и ПАЗе». Горьковский завод даже пригрозил сменить поставщика. Впрочем, эксперты уверены, что предприятиям придется договариваться, поскольку если остановится ЗМЗ, который поставляет в Нижний Новгород 95% своей продукции, ГАЗ будет вынужден прекратить сборку автомобилей.

В распространенном вчера пресс-релизе ГАЗа утверждается, что компания «Северсталь-авто» объявила о повышении цен на двигатели ЗМЗ с января в среднем на 24%. Это приведет к удорожанию автомобиля на 10 тыс. руб., или на 5--6%. С начала года ГАЗ уже повысил цены на автомобили на 5% вследствие роста цен на продукцию «Северстали» (в 2004-м -- на 60%). При этом «руководство предприятия понимает, что деструктивную позицию занимает не ЗМЗ, а руководство «Северсталь-авто» в лице коммерческого директора Адиля Ширинова. Его предложения, говорится в сообщении Горьковского завода, «намеренно обостряют отношения ГАЗа и ЗМЗ, накаляют экономическую и социальную обстановку на ряде предприятий и в Приволжском федеральном округе в целом».

На ЗМЗ же указывают, что повышение цен обусловлено ростом индекса промышленной инфляции и необходимостью возврата инвестиций, сделанных под основного клиента -- ГАЗ (за четыре года в техническую модернизацию двигателей вложено 1,7 млрд руб.). Как пояснили «Времени новостей» источники в «Северсталь-авто», среднегодовой рост цен на двигатели ЗМЗ в 2004-м составил 7%, хотя компоненты, сырье и материалы подорожали на 26%. Говорить о том, насколько повысятся цены на двигатели, в компании г-на Мордашова сочли некорректным, поскольку эти параметры сейчас являются предметом переговоров. В «Северстали» также отметили, что неоднократно предлагали ГАЗу заключить соглашение на несколько лет, чтобы сделать ценовую политику более стабильной и прогнозируемой. Однако ГАЗ эти предложения не принял.

Ежегодное утверждение заводами отпускных цен, по свидетельству знакомых с ситуацией источников, происходит по одному и тому же сценарию: «Наибольшую огласку получил подобный скандал в 2001 году. Тогда представители ЗМЗ не стали повышать стоимость двигателей на 12,5% и пошли на серьезные уступки нижегородцам ради сохранения социальной стабильности в регионе накануне губернаторских выборов. При этом стороны договорились компенсировать убытки ЗМЗ за счет снижения отпускной цены комплектующих, поставляемых на ЗМЗ с ГАЗа».

На ГАЗе, по словам источника «Времени новостей», опасаются, что в итоге «Северсталь-авто» согласится снизить цену лишь на 5--6% от уже заявленной (то есть рост все равно составит около 20%), в то время как Горьковский завод устраивает повышение лишь на 8%. Если договориться так и не удастся, ГАЗ обещает сократить на треть закупки продукции ЗМЗ (вместо предусмотренных бизнес-планом на этот год 215 тыс. двигателей приобрести на 65 тыс. меньше), передав заказ на входящие в «Руспромавто» «Волжские моторы». Ульяновскими двигателями, работающими на бензине А-76, уже оснащаются часть «Газелей» и «Соболей». Нижегородцы намерены активизировать поиск и других альтернативных поставщиков. В частности, в пятницу на завод прибудет делегация во главе с вице-президентом немецкого автоконцерна DaimlerChrysler AG, с которым ГАЗ, как сообщают его представители, ведет переговоры о поставках двигателей. Источники «Времени новостей» в автомобильных кругах сообщают, что об изготовлении двигателей для ГАЗа со стороны немецкого концерна не для серийной установки, а под заказ речь зашла еще в марте прошлого года. Сейчас ведется адаптация двигателей.

Впрочем, по мнению экспертов, ГАЗ и ЗМЗ никуда не денутся друг от друга и на этот раз. Хотя бы потому, что с момента прежнего конфликта ГАЗ так и не нашел другого партнера. Единственной альтернативой ЗМЗ эксперты считают иностранного производителя, поскольку никто из российских не соответствует необходимому уровню. Двигатели «Волжских моторов», говорит вице-президент «Атона» Александр Агибалов, отвечают экологическим требованиям евро-1, а уже с конца этого года в качестве нормы будут установлены стандарты евро-2. Некоторые дилеры ГАЗа предпочитают даже не брать «Газели» с устаревшими ульяновскими двигателями. Кроме того, ГАЗу придется привлекать дополнительные инвестиции на конструкторские изменения для установки новых агрегатов. А поскольку иностранные двигатели, напоминает г-н Агибалов, обойдутся в несколько раз дороже двигателей ЗМЗ, это отразится на себестоимости продукции гораздо существеннее, чем повышение цен со стороны «Северсталь-авто». К тому же на техническую подгонку, обкатку новых агрегатов и их сертификацию потребуется время, так что если ГАЗ и перейдет на новые двигатели, то уж точно не в этом году.
Яна ГОДОВАНАЯ


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  18.01.2005
Правительство Литвы хочет выкупить допэмиссию Mazeikiu Nafta
После продажи основной добывающей «дочки» ЮКОСа -- «Юганскнефтегаза», на долю которого приходилось порядка 60% производимой всем концерном нефти, правительство Литвы в очередной раз забеспокоилось о судьбе находящегося в этой стране единственного в Прибалтике нефтеперерабатывающего предприятия Mazeikiu Nafta... >>
//  читайте тему:  Дело ЮКОСа
  • //  18.01.2005
Михаил Циммеринг
Основатель «Ренессанса» покидает «Норникель»
Леонид Рожецкин и его соратники, к заслугам которых принято относить повышение капитализации и инвестиционной привлекательности ГМК «Норильский никель», крупнейшего в мире производителя никеля и металлов платиновой группы, решил развивать свой бизнес за пределами компании Владимира Потанина... >>
  • //  18.01.2005
ИТАР-ТАСС
ГАЗ обвиняет ЗМЗ в попытках закрыть производство
Неприязненные отношения предпринимателей Олега Дерипаски и Алексея Мордашова вылились в очередной производственный конфликт -- между Горьковским автозаводом и его основным поставщиком бензиновых двигателей, Заволжским моторным заводом... >>
  • //  18.01.2005
Банки сокращают кредиты в валюте
На фоне обвального падения доллара, которым завершился минувший год, российские банки потеряли желание выдавать валютные кредиты, в первую очередь друг другу... >>
  • //  18.01.2005
ОПЕК готовит рынки к новому всплеску цен
В этом году потребители нефти, судя по всему, не получат передышки во втором квартале, когда цены традиционно снижаются по окончании отопительного сезона... >>
  • //  18.01.2005
Индия объявила нефтегазовую мобилизацию
Принимающая в эти дни международную нефтегазовую конференцию Petrotech-2005 Индия намерена составить серьезную конкуренцию своему соседу Китаю в борьбе за доступ к углеводородным ресурсам... >>
  • //  18.01.2005
Nissan помогает Mitsubishi выбраться из кризиса
Японский производитель автомобилей Mitsubishi Motor Co. нашел еще один выход из затянувшегося кризиса. Как и предполагалось (см. «Время новостей» от 14 января), руку помощи протянули бывшие конкуренты. Четвертому по величине автопроизводителю страны решил посодействовать второй -- Nissan Motor Co... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика