Время новостей
     N°5, 18 января 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.01.2005
"Волги" остались без двигателей
ГАЗ обвиняет ЗМЗ в попытках закрыть производство
Неприязненные отношения предпринимателей Олега Дерипаски и Алексея Мордашова вылились в очередной производственный конфликт -- между Горьковским автозаводом и его основным поставщиком бензиновых двигателей, Заволжским моторным заводом. Вчера ГАЗ, входящий в холдинг Олега Дерипаски «Руспромавто», должен был запустить конвейер, который ежегодно останавливается на время новогодних праздников. Однако вместо пяти конвейеров были запущены четыре -- по сборке грузового и коммерческого транспорта. Начало выпуска легковых авто отложено до 20 января. На ГАЗе обвиняют в срыве графика своего основного поставщика двигателей -- Заволжский моторный завод, которым владеет холдинг «Северсталь-авто». В Нижнем считают, что ЗМЗ необоснованно повысил отпускные цены на силовые установки и пытается «остановить производство на ГАЗе и ПАЗе». Горьковский завод даже пригрозил сменить поставщика. Впрочем, эксперты уверены, что предприятиям придется договариваться, поскольку если остановится ЗМЗ, который поставляет в Нижний Новгород 95% своей продукции, ГАЗ будет вынужден прекратить сборку автомобилей.

В распространенном вчера пресс-релизе ГАЗа утверждается, что компания «Северсталь-авто» объявила о повышении цен на двигатели ЗМЗ с января в среднем на 24%. Это приведет к удорожанию автомобиля на 10 тыс. руб., или на 5--6%. С начала года ГАЗ уже повысил цены на автомобили на 5% вследствие роста цен на продукцию «Северстали» (в 2004-м -- на 60%). При этом «руководство предприятия понимает, что деструктивную позицию занимает не ЗМЗ, а руководство «Северсталь-авто» в лице коммерческого директора Адиля Ширинова. Его предложения, говорится в сообщении Горьковского завода, «намеренно обостряют отношения ГАЗа и ЗМЗ, накаляют экономическую и социальную обстановку на ряде предприятий и в Приволжском федеральном округе в целом».

На ЗМЗ же указывают, что повышение цен обусловлено ростом индекса промышленной инфляции и необходимостью возврата инвестиций, сделанных под основного клиента -- ГАЗ (за четыре года в техническую модернизацию двигателей вложено 1,7 млрд руб.). Как пояснили «Времени новостей» источники в «Северсталь-авто», среднегодовой рост цен на двигатели ЗМЗ в 2004-м составил 7%, хотя компоненты, сырье и материалы подорожали на 26%. Говорить о том, насколько повысятся цены на двигатели, в компании г-на Мордашова сочли некорректным, поскольку эти параметры сейчас являются предметом переговоров. В «Северстали» также отметили, что неоднократно предлагали ГАЗу заключить соглашение на несколько лет, чтобы сделать ценовую политику более стабильной и прогнозируемой. Однако ГАЗ эти предложения не принял.

Ежегодное утверждение заводами отпускных цен, по свидетельству знакомых с ситуацией источников, происходит по одному и тому же сценарию: «Наибольшую огласку получил подобный скандал в 2001 году. Тогда представители ЗМЗ не стали повышать стоимость двигателей на 12,5% и пошли на серьезные уступки нижегородцам ради сохранения социальной стабильности в регионе накануне губернаторских выборов. При этом стороны договорились компенсировать убытки ЗМЗ за счет снижения отпускной цены комплектующих, поставляемых на ЗМЗ с ГАЗа».

На ГАЗе, по словам источника «Времени новостей», опасаются, что в итоге «Северсталь-авто» согласится снизить цену лишь на 5--6% от уже заявленной (то есть рост все равно составит около 20%), в то время как Горьковский завод устраивает повышение лишь на 8%. Если договориться так и не удастся, ГАЗ обещает сократить на треть закупки продукции ЗМЗ (вместо предусмотренных бизнес-планом на этот год 215 тыс. двигателей приобрести на 65 тыс. меньше), передав заказ на входящие в «Руспромавто» «Волжские моторы». Ульяновскими двигателями, работающими на бензине А-76, уже оснащаются часть «Газелей» и «Соболей». Нижегородцы намерены активизировать поиск и других альтернативных поставщиков. В частности, в пятницу на завод прибудет делегация во главе с вице-президентом немецкого автоконцерна DaimlerChrysler AG, с которым ГАЗ, как сообщают его представители, ведет переговоры о поставках двигателей. Источники «Времени новостей» в автомобильных кругах сообщают, что об изготовлении двигателей для ГАЗа со стороны немецкого концерна не для серийной установки, а под заказ речь зашла еще в марте прошлого года. Сейчас ведется адаптация двигателей.

Впрочем, по мнению экспертов, ГАЗ и ЗМЗ никуда не денутся друг от друга и на этот раз. Хотя бы потому, что с момента прежнего конфликта ГАЗ так и не нашел другого партнера. Единственной альтернативой ЗМЗ эксперты считают иностранного производителя, поскольку никто из российских не соответствует необходимому уровню. Двигатели «Волжских моторов», говорит вице-президент «Атона» Александр Агибалов, отвечают экологическим требованиям евро-1, а уже с конца этого года в качестве нормы будут установлены стандарты евро-2. Некоторые дилеры ГАЗа предпочитают даже не брать «Газели» с устаревшими ульяновскими двигателями. Кроме того, ГАЗу придется привлекать дополнительные инвестиции на конструкторские изменения для установки новых агрегатов. А поскольку иностранные двигатели, напоминает г-н Агибалов, обойдутся в несколько раз дороже двигателей ЗМЗ, это отразится на себестоимости продукции гораздо существеннее, чем повышение цен со стороны «Северсталь-авто». К тому же на техническую подгонку, обкатку новых агрегатов и их сертификацию потребуется время, так что если ГАЗ и перейдет на новые двигатели, то уж точно не в этом году.

Яна ГОДОВАНАЯ