N°217
22 ноября 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  22.11.2005
Анвар Галеев
ЛУКОЙЛ замахнулся на Евро-5
Вагит Алекперов обещает выпускать самый высококачественный бензин

версия для печати
Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов вчера заявил, что в 2009 году его компания начнет производить бензин и дизтопливо, соответствующие экологическому стандарту Евро-5. Это станет возможно благодаря реализации проекта по строительству комплекса глубокой переработки нефти стоимостью 500 млн долл. на Кстовском НПЗ, входящем в состав «Нижегороднефтеоргсинтеза». Таким образом, ЛУКОЙЛ станет первой российской компанией, которая будет производить топливо столь высокого качества. Впрочем, как скоро оно будет востребовано в России, большой вопрос, ибо сейчас практически все производимое в России дизтопливо стандарта Евро-4 экспортируется. Тем не менее российские власти обещают снижение акцизов на высококачественное топливо -- по мнению чиновников, эта мера позволит наводнить рынок качественным топливом, что приведет если не к снижению, то по крайней мере к стабилизации цен.

Российские нефтепереработчики стремятся к более высоким стандартам качества прежде всего потому, что в странах ЕС, куда они экспортируют продукцию, эти стандарты утверждены официально. С этого года Европа перешла на Евро-4 для автомобилей соответствующего класса (т.е. новые авто обязаны соответствовать требованиям этого стандарта), а потому конкурентоспособность российского топлива более низкого качества будет падать вместе с износом машин более ранних годов выпуска. Кроме того, в Европе чем ниже качество бензинов и дизтоплива, тем выше ставка их налогообложения. Т.е. продавать топливо стандарта Евро-4, а в будущем -- Евро-5 еще и рентабельнее.

С этого года в России дизтопливо Евро-4 производят лишь две компании -- ЛУКОЙЛ и «Славнефть», со следующего года к ним обещает присоединиться ТНК-ВР. Как говорят в компании Вагита Алекперова, сейчас производится около 400 тыс. тонн в месяц. В «Славнефти», по информации «Времени новостей», -- около 150 тыс. тонн в месяц. Практически все эти объемы идут на экспорт, лишь ЛУКОЙЛ мизер продает на АЗС в Москве.

В то же время более месяца назад правительство России решило переводить автопарк на европейские экологические требования. Стандарт Евро-2 должен вступить в силу через полгода, Евро-3 -- с 1 января 2008 года, Евро-4 -- с 1 января 2010 года, Евро-5 -- с 1 января 2014 года. Предполагается, что соответствующие регламентирующие нормы распространятся на все виды транспортных средств и всех участников рынка -- как производителей, так и импортеров. Однако они не будут обязательными для уже эксплуатируемой техники, а коснутся лишь новых машин.

Тем не менее продажи новых иномарок в России растут, причем весьма быстрыми темпами. Согласно прогнозам, которые приводит ЛУКОЙЛ, в 2015 году требованиям Евро-4 в России будет соответствовать около 40% автомобилей, Евро-3 -- 20%, Евро-2 -- 12%, Евро-1 -- 3% и Евро-0 -- 25%. Сейчас 90% автопарка страны, который составляет более 25 млн машин, соответствует Евро-0, 5% -- Евро-1, 4% -- Евро-2, 1% -- Евро-3 и сотые доли процента -- Евро-4. В то же время основными преимуществами Евро-4 производители называют меньшую вероятность отказа двигателя, лучшую управляемость автомобиля, меньшие затраты на ремонт и сниженный расход топлива.

Таким образом, крупным российским нефтяным компаниям ничего не остается, кроме как вкладывать средства в модернизацию НПЗ, направленную на выпуск высококачественных светлых нефтепродуктов. Наиболее активно этим традиционно занимаются «Сибнефть» (на Омском НПЗ), ЛУКОЙЛ (в Перми), «Славнефть» (в Ярославле) и ТНК-ВР (в Рязани). Однако пока производить топливо стандарта Евро-4 экономически выгодно только на центральноевропейских заводах -- т.е. там, откуда небольшое транспортное плечо до Москвы и стран Европы. В связи с этим «Сибнефть» вообще не производит топливо этого стандарта, хотя технически может это делать, а ЛУКОЙЛ и «Славнефть» выпускают только дизтопливо, хотя могли бы и бензины. ТНК-ВР также обещает в следующем году производить только дизтопливо (в компании, кстати, утверждают, что на украинском ЛиНОСе могут выпускать топливо стандарта Евро-4, однако не делают этого из-за трудностей со сбытом). Как говорит аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров, спрос на высококачественный бензин в России будет расти вслед за Европой, однако с отставанием лет на пять.

Вагит Алекперов, судя по всему, собирается не упускать первенство в нефтепереработке и сбыте продукции и намерен раньше других занять долю рынка топлива стандарта Евро-5. Ведь «Роснефть», глава которой Сергей Богданчиков неоднократно говорил Владимиру Путину, что его компания вскоре обгонит ЛУКОЙЛ по объемам добычи и станет крупнейшей в Восточной Европе, пока не объявляла о планах по переходу на топливо европейского качества.
Николай ГОРЕЛОВ


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  22.11.2005
Денис Гришкин
Глава ВР прибыл для встреч с руководителями государственных "Газпрома" и "Роснефти"
Глава британской нефтегазовой компании ВР лорд Джон Браун снова прилетает в Москву. Сегодня он намерен поочередно встретиться с главами «Газпрома» Алексеем Миллером и «Роснефти» Сергеем Богданчиковым... >>
  • //  22.11.2005
Анвар Галеев
Вагит Алекперов обещает выпускать самый высококачественный бензин
Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов вчера заявил, что в 2009 году его компания начнет производить бензин и дизтопливо, соответствующие экологическому стандарту Евро-5... >>
  • //  22.11.2005
Reuters
В Дубае наторговали на 20 млрд долларов
Объем контрактов, подписанных только за два первых дня работы международного авиасалона Dubai air show 2005 в ОАЭ, перевалил за 20 млрд долл. Самые крупные заказы, как и следовало ожидать, были сделаны компаниями из государств Персидского залива... >>
//  читайте тему:  Военная доктрина
  • //  22.11.2005
Совет директоров «АвтоВАЗа» включил в число новых кандидатов в свой состав двух представителей «Рособоронэкспорта»
Вчера на «АвтоВАЗе» прошел первый совет директоров без председателя. После ухода в конце октября с этого поста Владимира Каданникова должность главы совета до проведения внеочередного собрания останется вакантной. Собрание назначено на 22 декабря... >>
  • //  22.11.2005
General Motors сокращает производство в целях экономии
Стремительный рост цен на бензин и жесткая конкуренция в автоиндустрии способны подорвать финансовое состояние даже ведущих представителей отрасли. Жертвой стал самый крупный автомобилестроительный концерн General Motors Corp... >>
  • //  22.11.2005
Грузия рассчитывает отговорить "Газпром" от повышения цен
Грузинские власти предпринимают последние попытки предотвратить объявленное «Газпромом» повышение цен на газ с 62,5 до 110 долл. за тысячу кубометров начиная с января. Сегодня в Москву приедут министр топлива и энергетики Грузии Николай Гилаури и президент Международной газовой корпорации Давид Ингороква... >>
  • //  22.11.2005
ФСФР будет дружить с регуляторами
Глава ФСФР Олег Вьюгин продолжает информировать общественность о том, какие несовершенства российского законодательства мешают регулятору полноценно развивать в России финансовые рынки... >>
  • //  22.11.2005
Восточный нефтепровод вынудил Михаила Фрадкова определиться с дивидендами транспортной компании
Премьер-министр Михаил Фрадков подписал директиву, согласно которой на привилегированные акции «Транснефти» будет направлено 500 млн руб. дивидендов за прошлый год, а на обыкновенные (100% принадлежат государству) -- 250 млн руб... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама