N°203
01 ноября 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  01.11.2005
Неописуемое
Пластическая пантомима новых объектов «АРТСтрелки»

версия для печати
Девизом лучших новых выставочных проектов территории «АРТСтрелка» может быть сформулированная ее героем Д.А. Приговым «неоприходуемая феноменальность мира». За первой дверью у входа, в галерее Ольги Лопуховой «АРТСтрелка projects», долгожданная гастроль бывшего москвича, нынешнего ньюйоркца и амстердамца Андрея Ройтера. Он был участником легендарного сквота середины 80-х «Детский сад». Сам себя Ройтер считает бродячим комедиантом, вечным скитальцем, тешащимся возможностью неалчного наблюдения причудливой пантомимы жизни. Он коллекционирует свои дорожные впечатления, а затем монтирует из них визуальное шоу, такое же мудрое, забавное и грустное слегка, как номер умного коверного на цирковой арене. Его стратегия -- подловить жизнь в те моменты, когда ее клинит какой-то логический казус, сбой программы. Тогда угадываются параллельные абсурдистские рифмы, обыгрывающие этот «реприманд неожиданный». Так, на детских кубиках шесть фрагментов картинок (на каждой поверхности), и если кубики рассыпаны, то веселый «крейзи-паззл» выходит. Само пространство галереи Ройтер сделал таким вот «крейзи-паззлом», только вместо кубиков раскувыркались по стенам обшарпанные предметы и картины в наивном стиле. В одной комнате следующий зрительный ряд: сперва чемодан большой и обтрепанный, затем картина с гигантским снежным шаром, невесть как закатившимся на пляж в разгар купального сезона, далее висит динамик в деревянном футляре -- «спикер», потом изображение спикера-чиновника в роговых очках, и нос у него -- клоунский красный шар, а последний аккорд -- человек, исчезнувший в книжном переплете: картина с увесистым томом, на обложке трогательный белый силуэтик забредшего в дебри текста путника.

Другие визуальные скетчи Ройтера зарифмованы на силуэтах митингового рупора и дурацкого колпака, человеческой тени и фантастических чудищ. «Глючит» у Ройтера и стиль изображений -- то под конструктивистский плакат его картинка подделается, то под уорхоловский поп-арт. Эта презирающая здравый смысл клоунская пантомима мира стала произвольным лейтмотивом и других проектов.

Дебютировавшая на «АРТСтрелке» галерея «Водный мир» Александра Подосинова предъявила лежащие в луже на улице сильно выцветшие фотографии архитектурных шедевров мира, которых накрывает транслируемая из стоящего напротив в той же луже ноутбука видеоволна.

Александра Дементьева в большом пустом и темном зале галереи XL выставила чокнутое зеркало, которое благодаря своему хитроумному электронному устройству показывает не только тебя, любимого, но еще и тех, кто стоял перед зеркалом полминуты назад и уже ушел. Художник галереи «Артбизнесконсалтинг» Михаил Косолапов превратил тесную комнатку в красную пещеру, рождающую ассоциации весьма причудливые (для самого художника это женский половой орган). А в центре пещеры навалил кучу плавленых компьютерных мышек (по виду напоминают гигантских устриц). Так демонстрируется подсознание офисного клерка.

Но лучшими союзниками Ройтера в его позиции стороннего наблюдателя весело тронувшейся картинки мира оказались Викентий Нилин и Дмитрий Александрович Пригов. Они сделали отлично инсталлированный проект «Разнообразие всего». В комнатушке стол с белой скатертью, над ним -- не по центру, над боковой гранью -- качается здоровенная лампа, смонтированная на подвесных проволоках. По трем сторонам от стола и лампы фотографии, помещенные в центр специальных установок с деревянной рамой и пружинами. Как объяснили мне художники, в фоторамы они превратили подставки для боящихся толчков и ударов микроскопов. Что на отпечатках? Фотограф Нилин запечатлел то, как Д.А. Пригов возится под столом, вытворяя разнообразные пластические «феноменальности» с прямоугольной формой и с белой скатертью. Где-то из складок собирается чудная лицевая маска, где-то плащ, где-то след в снегу... На одной из последних Венецианских архитектурных биеннале похожие экзерсисы с кубической формой делали немецкие архитекторы. Заданный объем они изменяли кто во что горазд. Захватывающе увлекательное зрелище, такое же, как у творческого тандема Нилин--Пригов... И лампочка качается над столом, и фотографии на пружинах дрожат, и на картинках белые складки трепещутся, и мир дребезжит в процессе своей трансформации.

Характерно, что веселый кураж в испытании импровизационных способностей мира подчинил своей карнавальной вольнице всех и вся. Собака Викентия Нилина забрела на выставку Андрея Ройтера и преспокойно легла напротив чемодана, ненавязчиво став частью инсталляции. Обугленные компьютерные мыши в алом чертоге своим барочным фрейдизмом отлично дополняли зрительный ряд нашумевшего фильма Мэтью Барни «Кремастер», который демонстрировался в том же павильоне на открытии клуба «Кино-Стрелка», сулящего программы небанальные и интересные. Наконец, зашедший на выставку Д.А. Пригова и В. Нилина известный художник Дмитрий Цветков в жанре «записки на манжетах» оставил свой пластический образ увиденного пространства. И подарил его «Времени новостей» как эксклюзивную иллюстрацию.
Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки


  КУЛЬТУРА  
  • //  01.11.2005
«Легенда Зорро» Мартина Кэмпбелла на экранах Москвы
Как известно, дон Алехандро де ля Вега (Антонио Бандерас) -- не совсем настоящий Зорро. У настоящего были вполне седые космы и ласковый взгляд Ганнибала Лектера... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  01.11.2005
Начинающие хореографы из Большого театра показали свои работы
«Мастерская новой хореографии» -- это одна из идей Алексея Ратманского, решившего после вступления в должность балетного худрука ввести в Большом театре некоторые из обычаев цивилизованного мира... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  01.11.2005
Пластическая пантомима новых объектов «АРТСтрелки»
Девизом лучших новых выставочных проектов территории «АРТСтрелка» может быть сформулированная ее героем Д.А. Приговым «неоприходуемая феноменальность мира»... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  01.11.2005
Новые журналы. >>
//  читайте тему:  Круг чтения
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ