N°200
27 октября 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  27.10.2005
"Время новостей"
Человек без футляра
105 лет назад родился Михаил Жаров

версия для печати
Когда ему делали комплименты по поводу актерского мастерства, Михаил Александрович Жаров предпочитал отшучиваться: «Я на самом деле играю не так хорошо. Просто другие частенько делают это еще хуже». Отдавая должное остроумию артиста, согласиться с ним было все-таки довольно сложно. Другие другими, но сам Жаров с самого начала играл отменно. Еще до революции, в 1915 году Жаров стал администратором и помрежем в труппе Оперного театра Зимина, в том же году, тогда же -- впервые появился на киноэкране в крохотной роли опричника в постановке «Царь Иван Васильевич Грозный» (впрочем, четверть века спустя в «Иване Грозном» Эйзенштейна Жаров был уже не рядовым песеголовцем, а самим Малютой Скуратовым). Затем были студия при театре ХПСРО, Первый передвижной фронтовой театр, Рогожско-Симоновский театр им. Сафонова, Театр Мейерхольда, Бакинский рабочий театр, Московский камерный и, наконец, академический Малый театр.

Михаил Жаров начинал с острохарактерной эксцентрики -- не случайно, его театральным дебютом стал Шут в шекспировских «Виндзорских насмешницах», а еще раньше чуть было не сорвал выступление самого Шаляпина, наблюдая за великим певцом из-за кулис и так переживая, что Шаляпину показалось, что молодой актер попросту строит ему гримасы. Примерно в том же качестве был он востребован и Мейерхольдом: играл мадам Брандахлыстову в «Смерти Тарелкина», денщика в «Мандате». Но уйдя от Мейерхольда, перешел к ролям более достоверным и психологически прописанным, и в этом качестве его дарование открылось уже в Малом театре, где Жаров работал с классическим репертуаром: «Волки и овцы», «Ревизор», «Гроза».

В кино Жаров поначалу был непревзойденным мастером эпизода, первую большую роль -- красноармейца Егора, изменившего жене с молоденькой девушкой, -- сыграл в 1925-м в фильме «Дорога к счастью». В те годы Жарова считали непревзойденным мастером эпизода («Человек из ресторана», «Живой труп», «Окраина», «Марионетки»). Первая большая роль случилась в «Дороге к счастью», а настоящий успех пришел после выхода фильма «Путевка в жизнь» Николая Экка. С впервые заговорившего советского киноэкрана понеслось: «Нас на свете два громилы -- гоп-тири-бири-бумбия!» Непревзойденный, страшноватый и отталкивающий Жиган в исполнении Жарова стал персонажем, как бы сегодня сказали, культовым -- известен, например, апокрифический анекдот о том, как у Жарова украли кошелек, который был ему незамедлительно и с извинениями возвращен -- криминальный элемент просто не узнал своего обожаемого Жигана сразу. Успех был подтвержден в фильмах о Максиме, где Жаров сыграл конторщика Дымбу, Кудряша в экранизации «Грозы», чеховские помещики в «Медведе» и «Анне на шее»... Во время войны Жаров создал один из наиболее запоминающихся карикатурных образов врага -- звероватого и тупого представителя «высшей расы» в «Юном Фрице».

Как режиссер Жаров поставил три картины, написал книгу мемуаров, снялся более чем в полусотне отличных фильмов. Его последней, диаметрально противоположной Жигану, но ничуть не менее популярной ролью стал участковый Федор Иванович Анискин в экранизации «Деревенского детектива» Виктора Астафьева и двух продолжениях, в одном из которых бравый участковый сразился (весьма своеобразно) даже со всепланетным злодеем Фантомасом. И стал нарицательным милиционером советского кино -- именно он появился на правах образа-знака в пародийном мультфильме «Ограбление по...».
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ
//  читайте тему  //  Театр


  КУЛЬТУРА  
  • //  27.10.2005
Екатерина Беляева
Дягилевский балет реконструировали без оригинальной хореографии и музыки
В Государственном Кремлевском дворце силами «Кремлевского балета» и Фонда имени Мариса Лиепы реанимировали один из балетов дягилевской антрепризы -- «Синий бог»... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  27.10.2005
Сергей Хачатуров
У стен Кремля открылась новая галерея
Называется галерея Grand Collection и представляет произведения ювелирных коллекций потомков некогда знаменитых фирм Фаберже и Маршак. И место, и время, и стиль показа ретроизделий заставили подумать вот о чем... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  27.10.2005
Новый выпуск «Российского музыкального ежегодника»
Информагентство Intermedia в десятый раз опубликовало всю правду об отечественном шоу-бизнесе... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  27.10.2005
"Время новостей"
105 лет назад родился Михаил Жаров
Когда ему делали комплименты по поводу актерского мастерства, Михаил Александрович Жаров предпочитал отшучиваться: «Я на самом деле играю не так хорошо. Просто другие частенько делают это еще хуже». Отдавая должное остроумию артиста, согласиться с ним было все-таки довольно сложно... >>
//  читайте тему:  Театр
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ