N°153
23 августа 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  23.08.2005
Конкурс красоты и другие кошмары
версия для печати
Совместными усилиями издательств Symposium и «АСТ--Альтернатива» издано полное собрание сочинений канадского писателя-неформала Дугласа Коупленда.

Роман «Мисс Вайоминг» (Symposium, перевод с англ. Владимира Симонова) оказался последним в списке: появился на прилавках в разгар летних отпусков, своим видом и названием намекая на беспроигрышное пляжное чтиво.

Лучшие свои вещи дипломированный дизайнер Коупленд написал в первой половине 90-х: тогда вышел его роман-манифест «Поколение Х» (1991), моментально пополнивший список культовых произведений второй половины ХХ века. По прошествии десятилетия можно оспорить литературную ценность этого опуса, но попадание в целевую аудиторию оказалось стопроцентным.

Овеянные либеральной романтикой ранние 90-е, с их верой в объединенный демократическими идеалами мир, оказались удивительно созвучны поздним 60-м. И хотя герои Коупленда критиковали бывших хиппи за конформизм, идеология, которую они сформулировали, мало отличалась от общинного социализма «детей цветов». Популярные среди «иксеров» лозунги «Бросай работу, выращивай цветы» и «Да -- МТV, нет -- пушкам» выглядят сейчас лишь жалкой пародией на революционный радикализм шестидесятников. Рассерженные дети так и не простили своим родителям и старшим братьям распада хипповских общин, а никаких новых форм социального протеста изобрести не смогли. Логично, что за последним всплеском «шестидесятничества» последовала долгая и затяжная депрессия с характерными клиническими симптомами: апокалиптические настроения, безысходность и одиночество.

Бывшие «иксеры» быстро переквалифицировались в прагматиков: бросились зарабатывать деньги, заботиться о красоте тела и непроницаемости приватного пространства. В лучшем своем романе «Рабы Майкрософта» (1995) Дуглас Коупленд эту трансформацию в точности предсказал. Когда же прогноз сбылся, поспешил занять нишу дежурного сатирика-ипохондрика: пугал своих читателей ядерной и экологической катастрофой («Жизнь после бога», «Пока подружка в коме»), грозил эпидемией СПИДа и страшными последствиями генетических экспериментов («Нормальных семей не бывает»). Главный «иксер» и сам неплохо устроился: в компании штатных нытиков и хулителей общества потребления он занял достойное место, где-то между Бретом Истоном Эллисом и Бегбедером. Золотая середина.

Уже в «Планете шампуня» Коупленд ополчился против мира-супермаркета, где шопингом лечатся любые экзистенциальные переживания. А когда глянцевые таблоиды стали рекламировать стволовые клетки и стерильный образ жизни, героиней его романа («Мисс Вайоминг») сделалась профессиональная победительница конкурсов красоты.

Впервые Сьюзен Колгейт обнажилась перед профессиональным жюри в четыре года. К двенадцати она знала, как выключить из борьбы главную конкурентку и куда спрятать ключик от шкафчика, чтобы мстительные соперницы не изорвали в клочья единственный парадный купальник. В четырнадцать ей переделали нос и губы, а в пятнадцать увезли в захолустный штат Вайоминг, чтобы увеличить шансы на королевскую корону. Девушка страдала анорексией и терпела все лишения, а честно заработанные деньги тратила жадная мамаша.

Все вышеперечисленные подробности выясняются по ходу дела. А начинается роман с того, что в модном ресторане на окраине Беверли-Хиллз уже повзрослевшая героиня знакомится с голливудским режиссером Джоном Джонсоном. Последний опознает в ней девушку из своих наркотических видений, что и становится поводом для мелодраматической интриги.

Говорящие фамилии «Колгейт» и «Джонсон» должны подсказать догадливому читателю верный путь: речь идет не только о гримасах шоу-бизнеса и фашистских параметрах человеческой пригодности, зажатых в рамках 90--60--90. Коупленд в который раз выдвигает свои претензии потребительскому сообществу, подгоняющему под бренды не только шампуни и парфюмы, но и живых людей.

Написана «Мисс Вайоминг» по-коуплендовски узнаваемо: бестолково, остроумно и сентиментально. Герои постоянно путаются в показаниях и хаотично перемещаются в пространстве. Сюжет тем временем блуждает во временах и датах. Но мораль от этого не меняется: из мира-супермаркета, где социальный успех измеряется объемом бедер, следует бежать не оглядываясь. Все бы ничего, да только бегать надоело.

В издательстве АСТ между тем вышел ранний роман еще одного англоязычного любимца русской публики. «До того, как она встретила меня» Джулиана Барнса («АСТ--Транзиткнига», перевод с англ. И. Гуровой) написан в 1982 году и выглядит сейчас органической частью любовного триптиха, включающего «Любовь и так далее» и «Как все было». Во всех трех случаях Барнс исследует любовь как одну из самых странных человеческих патологий. Любовь, что шизофрения: стукнет по голове и выявит в нормальном законопослушном гражданине непредсказуемые и даже инфернальные черты. Именно такая неприятность и случилась с Грэмом Хендриком, сорокалетним преподавателем истории, который, увидев в кино эротическую сцену с участием своей жены, буквально заболел ретроспективной ревностью. История бытового умопомешательства, которую не без садистского удовольствия живописует Барнс, только на первых порах вызывает улыбку: заканчивается все очень даже плачевно. И хотя раннему Барнсу еще далеко до формальной изощренности «Любви и так далее», оригинальный подход к мелодраматическому жанру выделяет его опус из череды глянцевых любовных романчиков. Романтический хеппи-энд, по Барнсу, только начало любовной истории. Настоящий кошмар еще впереди.
Наталия БАБИНЦЕВА
//  читайте тему  //  Круг чтения


  КУЛЬТУРА  
  • //  23.08.2005
Павел Корбут
Завершился восьмой фестиваль «Джаз в саду «Эрмитаж»
Этот фест -- самое долгоживущее музсобытие из всех как джазовых, так и рок-н-ролльных. Даже странно, что фестиваль с таким форматом каждый год прирастает публикой... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  23.08.2005
За два дня до публикации указа «Об учреждении грантов президента Российской Федерации в области театрального искусства» Владимир Путин обсуждал его с деятелями театра. Все горячо одобрили президентскую инициативу... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  23.08.2005
Новые книги. >>
//  читайте тему:  Круг чтения
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика