N°150
18 августа 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  18.08.2005
Кирилл Каллиников
«Люди стали больше обращать внимание на бренд и качество обслуживания»
Страхование в России теперь бизнес, а не управление финансовыми потоками

версия для печати
Страховой рынок стал предсказуемым и стабильным. Теперь страховщики больше ориентируются на потребителей своих услуг, чем на управление финансовыми потоками. Такие выводы можно сделать из аналитического отчета «Итоги развития страхового рынка в 2004 году», подготовленного комитетом по статистике и аналитике Всероссийского союза страховщиков (ВСС) на основании данных ВСС, «Росстрахнадзора» и Госкомстата.

Основным показателем ориентированности страховщиков на клиентов стало то, что за последние полтора года выплаты растут быстрее, чем страховые сборы. За первое полугодие этого года страховые компании собрали 263,4 млрд руб. и выплатили 146 млрд руб. По сравнению с данными за аналогичный период прошлого года уровень выплат увеличился на 8,2%, а премии выросли только на 4,4%. «А если брать цифры только по добровольному страхованию, иному, чем страхование жизни, которые наиболее точно отражают состояние реального страхования, то получится, что за первые шесть месяцев выплаты выросли на 30%, а премии -- на 21%», -- говорит руководитель центра стратегических исследований «Росгосстраха» Алексей Зубец. В 2004 году по страхованию иному, чем страхование жизни, аналогичная картина: сумма выплат возросла на 32%, а сумма сборов -- на 19% по сравнению с показателями за 2003 год.

При этом конкуренция на страховом рынке заметно обостряется: даже с учетом всех «зачисток» со стороны «Росстрахнадзора», благодаря которым лицензий лишились 300 участников рынка с недостаточным капиталом, сейчас на рынке работает больше страховщиков, чем в прошлом году. По итогам 2004 года о своей работе отчитались в ФССН 1138 компаний, из них реально работали (собрали более 100 тыс. руб. страховой премии) 976 компаний. На 1 июля 2005-го в реестре страховщиков числилось 1206 компаний, из них 1169 осуществляли операции на рынке. Таким образом, за первые полгода число игроков на страховом рынке увеличилось на 193.

«Конкуренция возрастает, но в то же время рынок становится более цивилизованным, люди стали больше обращать внимание на бренд и качество обслуживания», -- говорит генеральный директор «Ренессанс Страхования» Николай Клековкин. По его словам, все лидирующие компании наблюдают друг за другом, внимательно отслеживают и продукты, и качество обслуживания. И если у коллег появляются новые хорошие идеи, их незамедлительно копируют конкуренты.

О повышении конкуренции на рынке свидетельствует и значительное опережение темпов роста расходов на ведение дела (РВД) страховщиков над ростом премии в 2004 году. Согласно аналитическому отчету ВСС, премии по добровольному страхованию, иному, чем страхование жизни, и ОСАГО выросли на 27%, а суммарные РВД по российскому страховому рынку -- на 33%. Общий объем расходов на ведение дела составил 54,7 млрд руб. В 2004 году РВД в премии по добровольному страхованию, иному, чем страхование жизни, занимали 20,1%, а год назад -- 19,3%.

«Увеличение РВД компаний означает, что они вкладывают больше денег в свое развитие, а это гарантирует устойчивость рынка в будущем», -- поясняет г-н Зубец. В этом году сохранится опережающий рост РВД по отношению к премиям, считает он. «Если классический рынок будет развиваться и вырастет на 25% за год, то РВД может вырасти на 30%», -- прогнозирует он. Это уже серьезный показатель. «У западных компаний РВД составляет 15--20%, у страховщиков, работающих в странах Восточной Европы, -- 20--25%», -- отмечает г-н Клековкин.

Доля оплаты труда в РВД выросла в 2004 году до 43% от общего объема расходов против 40% годом ранее. Суммарная агентская комиссия по рынку увеличилась на 49%, достигнув 7,1 млрд руб. Особенно высокими темпами комиссия растет в секторе ОСАГО. «Некоторые страховщики для стимулирования продаж по ОСАГО используют демпинг, скидки, повышенное комиссионное вознаграждение, которое, по оценкам экспертов, может достигать 30%», -- говорит генеральный директор «Ингосстраха» Александр Григорьев.

В стремлении увеличить свою долю на рынке компании увеличивают инвестиции в инфраструктуру (сеть территориальных представительств, информационные технологии и т.п.), набирают персонал и поднимают агентскую комиссию. Между тем рост вложений в страхование имеет свой предел. Сравнение тенденций роста премий, выплат возмещения и РВД показывает, что уже в ближайшие год-два на классическом страховом рынке начнется снижение валового объема технического результата (премия за вычетом выплат и РВД).

«РВД в «Ренессанс Страховании» пока растут, т.к. мы активно вкладываем деньги в инфраструктуру продаж и обслуживания. Но по мере роста бизнеса мы рассчитываем, что РВД будут падать», -- говорит г-н Клековкин. Страховщики, столкнувшись со снижением экономической эффективности бизнеса, будут вынуждены обратить основное внимание на управление издержками -- сокращение потерь в связи со страховыми мошенничествами, минимизацию управленческих расходов и затрат на содержание инфраструктуры, сокращение стоимости продаж и т.п.

Повышается и уровень концентрации страхового рынка. 100 компаний-лидеров собрали за первое полугодие 83,6% национальной страховой премии, а на сборы компаний из топ-50 пришлось 71,7% всех страховых сборов. В 2004 году эти показатели были равны 75,1 и 61,2% соответственно. А десять компаний-лидеров в 2004 году занимали 29,7% рынка. Тенденция к концентрации рынка связана с тем, что крупные компании имеют возможность привлекать значительные ресурсы к развитию бизнеса. К тому же им более свойственно стратегическое мышление -- планирование операций на годы вперед, без чего невозможен захват большей доли рынка. Кроме того, произошло перераспределение страховых портфелей компаний, которые ушли с рынка из-за требований к размеру уставного капитала.
Гюзель ГУБЕЙДУЛЛИНА


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  18.08.2005
На авиасалоне в Жуковском появился настоящий король
Охватить взглядом все, что происходит на одном из крупнейших авиасалонов мира, практически невозможно. Поэтому газета "Время новостей" решила уследить за самым интересным... >>
  • //  18.08.2005
ИТАР-ТАСС
UTair заинтересовалась проектом столичной мэрии
Ханты-мансийская авиакомпания UTair, обладающая одним из самых больших в мире вертолетных парков, собирается участвовать в создании сети маршрутов воздушного такси... >>
  • //  18.08.2005
Reuters
Конкуренция в секторе региональных самолетов оживилась
Финансовая лизинговая компания (ФЛК) заключила вчера с ОАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) контракт на покупку десяти самолетов RRJ. Судя по всему, принципиальное решение о сделке было принято прямо вчера, в ходе работы международного авиасалона МАКС-2005... >>
  • //  18.08.2005
Дмитрий Борко
«Российские железные дороги» увеличили правление и сократили число вице-президентов
Новый состав совета директоров «Российских железных дорог» вчера собрался на свое первое заседание. Оно еще оказалось первым после назначения президентом монополии Владимира Якунина, который обещал приступить к заключительной фазе реформирования компании... >>
  • //  18.08.2005
Новый компьютерный вирус специализируется на массмедиа
В Интернете в очередной раз началась эпидемия. В выходные в Соединенных Штатах был впервые обнаружен опасный вирус Zotob. Червь появился как раз после того, как компания Microsoft объявила об обнаружении в защите Windows нескольких дыр... >>
  • //  16.08.2005
В распоряжение Музея Дальнего Востока в Хабаровске попали уникальные документы времен второй мировой войны. Свой архив на вечное хранение передал личный переводчик последнего китайского императора династии Цин Пу И Георгий Пермяков... >>
  • //  18.08.2005
Кирилл Каллиников
Страхование в России теперь бизнес, а не управление финансовыми потоками
Страховой рынок стал предсказуемым и стабильным. Теперь страховщики больше ориентируются на потребителей своих услуг, чем на управление финансовыми потоками... >>
  • //  18.08.2005
AP
Dresdner Bank продает свой небоскреб и прочее "фамильное серебро"
В последнее время в среде крупных немецких концернов, таких как DaimlerChrysler или издательство Axel Springer, укрепляется новая тенденция: они стремятся избавиться от принадлежащей им крупной недвижимости... >>
  • //  18.08.2005
С приближением сентября возобновились переговоры по крупнейшему корпоративному кредиту в российской истории... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама