N°131
22 июля 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  22.07.2005
ИТАР-ТАСС
Кто на старенького?
Растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда может привести к новой реформе единого социального налога

версия для печати
Налоговая реформа, похоже, поворачивается к «хорошо забытому старому». К началу осени, вполне возможно, встанет вопрос о продолжении реформирования единого социального налога (ЕСН). Причем речь может пойти о радикальном варианте.

Последние полгода, пока правительство, бизнес и депутаты были заняты разгребанием завалов налогового администрирования, вновь дала знать о себе «застарелая болячка» -- единый социальный налог. Собираемость его после проведенного с 1 января 2005 года снижения ставки упала, а ожидаемого всплеска «обеления» зарплат зафиксировано не было. На фоне растущего дефицита Пенсионного фонда (ПФР) и твердо высказанного нежелания правительства впредь покрывать его из средств стабилизационного фонда все больше очков набирает идея снижения ЕСН с одновременной ликвидацией его регрессивной шкалы. Пока однозначного понимания, что делать с этим налогом и с дефицитом Пенсионного фонда, нет ни у правительства, ни у депутатов, ни у администрации президента.

Весь прошлый год, когда шла дискуссия о целесообразности снижения ЕСН, в качестве контраргументов неоднократно озвучивались цифры реального положения дел в пенсионном бюджете. Ни для кого не было секретом, что с начала пенсионной реформы работодатели задолжали фонду по базовой части пенсии (которая формируется за счет ЕСН) почти 100 млрд руб., и эта задолженность продолжает расти. Тем не менее власть решила рискнуть, смело отстаивая тезис, что «обеление» зарплат приведет к росту отчислений в Пенсионный фонд, а заодно и в фонды социального и медицинского страхования. В итоге с 1 января 2005 года базовая ставка ЕСН была снижена с 35,6% до 26%. Однако за первое полугодие выяснилось, что дефицит бюджета Пенсионного фонда продолжает стремительно увеличиваться. Руководство Пенсионного фонда тут же поспешило связать этот дефицит с реформой ЕСН.

Как не раз заявлял глава ПФР Геннадий Батанов, при действующей системе дефицит бюджета фонда к 2015 году может составить примерно 1 трлн руб. По подсчетам независимых аудиторов, дефицит Пенсионного фонда в ближайшие три года вырастет втрое. При таких тенденциях Пенсионный фонд рискует превратиться в структуру распределения государственных средств, а пенсия станет всего лишь государственным пособием.

Возможных выходов из этой ситуации три. Можно пытаться покрывать дефицит из стабфонда или федерального бюджета. Можно повысить пенсионный возраст или сократить круг граждан, имеющих право на накопительную часть пенсии. Наконец, есть вариант ввести плоскую шкалу ЕСН, что активно лоббирует руководство Пенсионного фонда. «Нигде в мире нет регрессивной шкалы, одни мы бережем наших работодателей», -- говорит г-н Батанов.

Изначально, впрочем, идея отмены регрессивного налога принадлежала фискальному ведомству, которое боролось с регрессивной шкалой еще в бытность министерством, доказывая, что регресс выгоден лишь крупнейшим предприятиям топливно-энергетического комплекса. Как говорил полтора года назад один из высокопоставленных чиновников налогового ведомства, регрессивной шкалой пользуется лишь 3% предприятий.

К тому же ЕСН -- самый тяжелый и дорогой налог и для фискалов по своему администрированию, и для предприятий, где бухгалтерам для отчетности по нему приходится заполнять 11 платежек. В администрирование ЕСН входит система зачетов с Фондом социального страхования, взаимодействие с территориальными отделениями Фонда обязательного медицинского страхования, раздельный учет средств, идущих в страховую и накопительную части Пенсионного фонда. Но тогда слова о неудобном администрировании не возымели действия, так как лозунгом налоговой реформы было выведение доходов из тени.

Этот лозунг, впрочем, не снят и на сегодняшнем этапе реформы. Однако теперь все большее внимание власть уделяет оптимизации процесса сбора налогов в бюджет. В этом плане предложение о введении плоской шкалы ЕСН может оказаться "политически уместным".

С экономической точки зрения расчет на увеличение собираемости налога за счет введения единой ставки цифрами пока не подтверждается и не опровергается. Можно чисто гипотетически допустить, что, как и в случае с подоходным налогом, плоская шкала собираемость повысит. Как показало время, сборы подоходного налога возросли по большей части за счет того, что работодатели стали автоматически перечислять весь 13-процентный налог с зарплат сотрудников в бюджет. Идеологически же отказ от регрессивной шкалы единого социального налога может вызвать много вопросов, ведь в стране появилось значительное количество предприятий, платящих зарплаты по «белым» ведомостям и пользующихся регрессивной шкалой. Для них возможность пользоваться регрессией как раз и стала главным аргументом для того, чтобы выйти из тени. И задний ход налоговой реформы вряд ли прибавит популярности власти в их глазах.

Чиновники пока не раскрывают карты, не говорят, что показывают подсчеты эффективности уплаты налога по той или иной ставке регрессии. Сотрудник Минфина, пожелавший остаться неназванным, пояснил, что единый социальный налог характеризуется широким спектром эффектов, и делать однозначный вывод об эффекте снижения ставок преждевременно. В бюджетном комитете Думы также воздерживаются от однозначных комментариев, однако подтверждают, что идея снижения ЕСН до 12--15% с отменой регрессивной ставки обсуждается в коридорах власти.
Ирина СКЛЯРОВА


  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  22.07.2005
AP
Правительство плетет новую потребительскую корзину
Высокие цены на нефть, обеспечивающие регулярное пополнение стабилизационного фонда, похоже, отразятся на общероссийской потребительской корзине, являющейся базовым параметром для исчисления прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда... >>
  • //  22.07.2005
ИТАР-ТАСС
Растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда может привести к новой реформе единого социального налога
Налоговая реформа, похоже, поворачивается к «хорошо забытому старому». К началу осени, вполне возможно, встанет вопрос о продолжении реформирования единого социального налога (ЕСН). Причем речь может пойти о радикальном варианте... >>
  • //  22.07.2005
ИТАР-ТАСС
Правительство придумало, как снять с иглы миллион россиян
Правительство вчера утвердило Федеральную целевую программу по борьбе с наркоманией, реализация которой, как уверяет Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, снизит количество наркоманов в стране к 2010 году на 16--20%, или примерно на 1 млн человек... >>
  • //  22.07.2005
Reuters
Правительство утвердило новую программу уничтожения химического оружия
Вчера правительство России одобрило новую, третью по счету редакцию федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия РФ». Окончательно документ будет доработан и вновь представлен в правительство к 15 августа... >>
  • //  22.07.2005
Почему в Нижнем затягивается назначение губернатора
Проволочки в процессе выдвижения кандидатов в губернаторы Нижнего Новгорода сильно контрастируют с тем, как успешно и без сбоев действует новый механизм избрания глав регионов. Напомним, что полномочия нижегородского губернатора Геннадия Ходырева истекают 8 августа 2005 года... >>
  • //  22.07.2005
Чиновники обсудили, как развивать Дальний Восток
Теме ускоренного развития российских регионов явно предстоит стать одним из главных хитов нового политического сезона. Президент не устает напоминать о том, что поставленную им задачу по удвоению ВВП никто не отменял... >>
  • //  22.07.2005
Корреспондент "Времени новостей" Ирина СКЛЯРОВА решила выяснить мнение экспертов о возможном введении плоской шкалы единого социального налога... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ