N°109
22 июня 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  22.06.2005
Владимир Луповской
История балета в смешных костюмах
«Творение» Тьерри Маландена на Чеховском фестивале

версия для печати
Тьерри Маланден, возглавляющий балет Биаррица, привез два спектакля: «Творение» (его играли в Театре Моссовета вчера и позавчера) и «Кровь звезд» (сыграют завтра и послезавтра). «Кровь звезд» будет препарировать древнегреческий миф о нимфе Каллисто (ее обманом соблазнил Зевс; ревнивая богиня Диана, которой она служила, превратила ее в медведицу; бедняжку чуть не убил на охоте сын, и заботливый отец во избежание неприятностей превратил обоих в созвездия, вон они -- Большая и Малая Медведицы). Но это впереди, пока что Маланден высказался всего лишь о мироздании.

Для любого балетного человека всемирная история начинается не с пирамид, а с Новерра; а главными революционерками числятся не те, что разрушали Бастилию и комиссарили в полках, но те, кто впервые надевал пуанты, или -- полтора века спустя -- впервые их снимал. И вот на эту священную балетную историю и покусился Маланден.

Два года назад он привозил в Москву программу, посвященную дягилевским сезонам, и в его версии «Послеполуденного отдыха фавна» юная нечисть сношалась с огромной коробкой из-под бумажных салфеток (вокруг валялись уже использованные). Но тогда Маланден еще пытался делать серьезное лицо и говорить о «трактовках»; нынче -- откровенный капустник.

Его труппа будто специально набрана для комических представлений. Вот длиннющий и худющий дядя с взбухшими буграми мышц -- будто на нем рукава-«фонарики» надеты. Вот рядом танцовщица -- совсем кроха, буквально дышит ему в пупок. А вот кокетничает с публикой солист с замечательно, просто по-кавалерийски кривыми ногами. Все эти «достоинства» Маландена вовсе не смущают. Самым нескладным он выдает глубокие плие; самым костлявым -- наипараднейшие позы.

История балета превратилась у Маландена в основном в историю балетного костюма. Дам в кринолинах сменяют дамы в «шопеновских» юбках, затем наступает черед парадных плоских пачек, следом -- черных леотард и, наконец, телесных трико. (Переодевания происходят на сцене: отыграв кусок, народ снимает с себя юбки, перешагивает их и деловито уходит.) «Дамы» тут условны: «шопеновки» и пачки натянуты и на мужчин. Все танцы, таким образом, еще более утрированы. Галантность кринолинов остранена рефлекторным подергиванием конечностей танцующих; когда же возникают воспоминания о «Жизели», зал начинает ухмыляться, глядя на шеренгу «виллис», перепады в высоте которых достигают полуметра.

«Виллисы» прыгают навстречу друг другу на одной ножке и изображают свой традиционный решительный отказ помиловать Лесничего (никакого Лесничего нет, но мускулистые «дамы» вздергивают подбородки и категорическим отрицанием растопыривают руки). Все, с романтическим балетом покончено; дальше завертелись вокруг своей оси «итальянские виртуозки» и пошли в диагоналях шене, пересекая сцену крест-накрест, ландеровские балерины.

Не забыто все, и все обсмеяно: рождение косолапого модерна (пробегает в рубище грудастая Айседора), приход равноправия в балет (сначала два кавалера поддерживают стоящую на одной ноге балерину -- парафраз адажио с розой из «Спящей красавицы», затем точно так же, как барышню, балерина поддерживает кавалера) и мужские разборки послевоенного современного танца (с натуральным мордобоем). Все эти ехидные заметки переложены одним и тем же пластическим ходом: сыграв сцену, выключившись из нее, артисты удаляются за кулисы роботообразным шагом. К сожалению, это единственный шаг, придуманный Маланденом: с призраками романтических балерин уже сражались, обряжаясь в юбки, забавники из «Трокадеро», барочным призракам уже умилялся Иржи Килиан. И Маланден сам это знает, потому и повторяет этот шаг каждые три минуты, чтобы запомнился только он.
Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Танец


  КУЛЬТУРА  
  • //  22.06.2005
В конкурсе ММКФ показали «Дорогую Венди»
Фильм «Дорогая Венди» датского режиссера Томаса Винтерберга, одного из основных авторов «Догмы», еще до начала фестиваля считался одним из его фаворитов. Модный молодой режиссер, входящий в число самых актуальных авторов Европы, это как раз то, чего многие годы не хватало конкурсу Московского фестиваля... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  22.06.2005
Владимир Луповской
«Творение» Тьерри Маландена на Чеховском фестивале
Тьерри Маланден, возглавляющий балет Биаррица, привез два спектакля: «Творение» (его играли в Театре Моссовета вчера и позавчера) и «Кровь звезд» (сыграют завтра и послезавтра)... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  22.06.2005
Сергей Хачатуров
Открылась Неделя Феллини
На двух площадках, отданных Неделе Феллини, в ГМИИ имени Пушкина на Волхонке и в Галерее на Солянке, вы увидите множество вариаций на любимые эротоманские сюжеты Федерико Феллини. Напоминающая горный пейзаж Апеннин белладонна нахально разлеглась на всем пространстве белого листа. .. >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  22.06.2005
Начинается третий тур Конкурса пианистов имени Рихтера
Все еще впереди, в течение трех вечеров в БЗК с Большим симфоническим оркестром и дирижером Эри Класом будут играть претенденты на премии Рихтеровского конкурса (всего их шесть, общий премиальный фонд -- 93 тыс. долл.), а главное конкурсное событие уже состоялось... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  22.06.2005
Выставка знаменитого скульптора Тони Крэгга открылась в Москве
Пик славы живущего в Германии британца Тони Крэгга совпал с концом восьмидесятых, когда мастер получил престижнейшую в артмире художественную премию Тернера и представлял Британию на 43-й Венецианской биеннале. Сегодня это коммерчески успешный скульптор, продающийся в самых дорогих галереях Европы... >>
//  читайте тему:  Выставки
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ