N°94
02 июня 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  02.06.2004
Отставить разговоры
В московском радиоэфире преобладает музыка

версия для печати
1 июня место «разговорного» «Радио Online» заняло музыкальное «Радио Диско». Замена явилась логичным следствием процессов, происходящих на московском рынке, --- за последние годы ни одна ток-станция не добилась тут сколько-нибудь значительных успехов.

Еще великий рекламист Дэвид Огилви называл радио «Золушкой рекламного мира» -- в большинстве стран радийная доля в общем рекламном пироге не превышает 10%. В России не превышает и пяти. При этом в Москве больше радиостанций, чем в большинстве городов мира, -- их уже за 30 (скоро появятся еще пять), но в столичном FM-диапазоне явно доминирует музыка. Собственно, у нас есть одна успешная информационная станция -- «Эхо Москвы».

За последние годы попытки сместить «Эхо» с пьедестала предпринимались дважды. Сначала появился «Маяк-24», круглосуточный информационный канал, дочерний проект «большого» «Маяка». Несмотря на могущество государственного медиахолдинга, станция пребывает среди аутсайдеров. Второй попыткой была появившаяся в 2002 году станция «Новости Online», на частоте которой ныне начало работу «Радио Диско». Два года учредители пытались сделать информационный канал -- сменились три команды, одну из которых возглавлял бывший генпродюсер «Эха» Сергей Корзун. Рейтинг упорно не хотел расти. Руководство решило запустить на 88,7 неполитическое talk-radio классического западного образца. В бой были брошены лучшие силы -- пригласили вести эфир Константина Михайлова, Ксению Стриж, Александра Абрахимова... Через полгода, несмотря на некоторое количество преданных поклонников, рейтинг остался на прежнем уровне. И тогда было решение превратить Online в «Диско» -- в станцию, на которой под разговоры отведено всего 6 часов в сутки.

Еще одним разговорным проектом стало радио «Арсенал» -- дочернее предприятие «Эха», куда Алексей Венедиктов и компания собирались, если «Эхо» постигнет судьба НТВ. Но «Эхо» не погибло, «Арсенал» стал ток-станцией: выяснилось, что успешный опыт команды не всегда хорош в новых условиях. Хотя на «Арсенале» выходят интересные передачи об истории и искусстве, рейтинг измеряется десятыми долями процента. В Москве можно принимать «Би-би-си», «Немецкую волну», «Свободу» и другие зарубежные ток-станции. Однако они никак себя не продвигают, а качество сигнала здесь столь низко, что в иных районах слушать их невозможно. Неудивительно, что их рейтинги еще ниже, чем у «Арсенала».

В США разговорные станции успешно конкурируют с музыкальными, ибо здесь разговорное радио укоренено в традиции: до изобретения телевидения оно было главным средством информации. В СССР же такое радио ассоциировалось прежде всего с пропагандой -- с появлением коммерческих станций о нем с удовольствием забыли. В новой России ток-станции (не исключая и «Эха») слушает в основном старшее поколение -- в ближайшее время их число не увеличится. Причин несколько. Первая и самая главная -- экономическая: в Москве множество станций делит между собой жалкие 4,5% рекламных денег, которых в России и так немного. При этом радио -- дорогой бизнес, а разговорное радио -- дорогой втройне. Как шутят радийщики, для создания музыкального радио нужны один год и один миллион, разговорного -- три года и три миллиона. Независимо от того, есть ли у станции слушатели, она должна платить за сигнал, за лицензию, за оборудование и за работу сотрудников. На Западе давно идет процесс сегментации радиорынка -- станции борются не за всех слушателей, а за определенную узкую группу. В Москве этот процесс только начинается. В США станция может довольствоваться 5% рынка и быть прибыльной. В России такая станция вылетит в трубу, потому что 5% рынка -- это очень мало в абсолютном выражении. Поэтому единственный способ выжить -- создавать продукт, интересный как можно большей аудитории. А единственная вещь, интересная почти всем, это поп-музыка.

Другая проблема -- специфика нашего слушания радио. Радио слушают в основном утром, собираясь на работу, по дороге на нее -- в машине и на самой работе, фоном. Фоновый характер потребления не предусматривает активного включения в процесс. Разговорное же радио требует внимания и времени, которого у активно работающего населения мало. А потребность в информации в начале и середине дня вполне удовлетворяют то же «Эхо» и короткие выпуски новостей в эфире музыкальных станций. Вечером же пальма первенства отходит телевизору.

Вымывание из FM-диапазона качественной музыки и разговорных проектов не есть следствие творческого кризиса радийщиков или оглупления публики. Это лишь приведение эфира в соответствие с запросами большинства, продиктованное стремлением заработать. Или просто выжить. Эпоха энтузиастов на радио давно закончилась, современное радио -- это бизнес, главная цель которого -- приносить прибыль. Именно поэтому «Открытое радио», транслировавшее классический западный рок, превратилось в «Попсу», а «Радио Online» -- в «Радио Диско». И пока рекламный рынок в Москве не вырастет настолько, чтобы всем хватало денег, энтузиасты разговорного радио появятся едва ли.
Святослав БИРЮЛИН
//  читайте тему  //  Музыка


  КУЛЬТУРА  
  • //  02.06.2004
Третьяковская галерея представляет выставку «Колосс графический»
Почему-то принято считать, что выполненные в графической технике на листах бумаги или картона композиции -- это рядовые армии искусства. В отличие от картин-генералов мазками-орденами энергично не сверкают, не блестят, фактурой не лоснятся, размером не задались, глобальные художественные проблемы, стратегии и тактики решать не могут... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  02.06.2004
В московском радиоэфире преобладает музыка
1 июня место «разговорного» «Радио Online» заняло музыкальное «Радио Диско». Замена явилась логичным следствием процессов, происходящих на московском рынке, --- за последние годы ни одна ток-станция не добилась тут сколько-нибудь значительных успехов... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  02.06.2004
В «ЖЗЛ» издана книга о Д'Артаньяне
Д'Артаньяна придумал вовсе не Александр Дюма. И даже не Куртиль де Сандра, выпустивший в 1770 году подложные мемуары шевалье Д'Артаньяна, вовремя попавшиеся под руку будущему создателю «Трех мушкетеров»... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  02.06.2004
Сегодня откроется 15-й, юбилейный Сочинский фестиваль, и всех волнует вопрос: будет ли он последним? Думаю, ответа на него пока никто не знает. Некоторые считают, что это эффектная интрига, придуманная Марком Рудинштейном для привлечения общественного внимания к фестивалю... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  02.06.2004
Смотрите с 4 июня на московских экранах
Кинопремьеры недели. >>
//  читайте тему:  Кино
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ