N°76
30 апреля 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  30.04.2004
В нашем бутике и сапфиры есть
Трилогия Баланчина получила странное продолжение

версия для печати
Только зрители расселись в «Новой опере», как им -- р-раз! -- лазером по глазам. Зеленые лучи, безжалостные как гиперболоид инженера Гарина, лениво заглядывали на балкон и прицельно били по партеру. В этих лучах возникали трехмерные схемы огранки драгоценностей -- этакие скелетики камней. Они кувыркались и как бы летели в зал; затем тем же невыносимым зеленым светом засияло и начало угрожающе придвигаться название фирмы-спонсора; появилось посвящение Джорджу Баланчину, имя устроительницы вечера -- мариинской балерины Ирмы Ниорадзе и, наконец, название балета -- «Сапфиры». После чего начались танцы.

Сочиненная Георгием Алексидзе, Егором Дружининым и Михаилом Лавровским одноактовка должна была по идее постановщиков каким-то образом встроиться в известный ряд «драгоценных» баланчинских балетов. Их, как известно, три: «Изумруды», «Рубины», «Бриллианты». «Изумруды» посвящены Франции, «Рубины» -- Америке, «Бриллианты» -- России (трем важным для биографии Баланчина и истории балета странам). «Сапфиры» авторы посвятили Грузии -- но так, слегка, лишь поставив одному из солистов «грузинскую» вариацию, цитирующую национальные танцы.

Вариация эта возникает в начале балета, распадающегося на две неравные части. Сначала идет часть как бы сюжетная: некий пожилой балетмейстер (якобы Баланчин; в реальности -- Михаил Лавровский) ставит дуэт для балерины и танцовщика. Они танцуют, а он ревнует (не очень ясно, кого). Трагически протягивает руки в зал, морщит лоб и искажает лицо (муки творчества и личные страдания одновременно). Эта часть заканчивается новой игрой зеленых лазеров (к счастью, на сцене, а не в зале: они образуют колышущийся световой занавес, за которым бродит балетмейстер -- видна только его белая рубашка).

Следующая часть -- уже собственно стилизация баланчинского балета. Алексидзе (сдается мне, что за эту часть отвечал именно он, хотя на сто процентов уверенной быть нельзя) смешал и использовал множество пластических мотивов Баланчина. Рядом в числе прочего оказались темы страдальческой «Серенады», бравурной «Симфонии до-мажор» и прощальной «Моцартианы». То есть Баланчин живой, менявшийся от десятилетия к десятилетию, оказался для «посвятителя» нераздельным и неразличимым. Оттого не исчезало чувство, что на сцене -- пластическая каша, несмотря на то, что завербованный в Малом оперном театре кордебалет работал грамотно; впрочем, и солисты старались. От этой невнимательности, нечуткости к стилю возникали и досадные ляпы: так, в одном из дуэтов партии балерины и танцовщика были уравнены, движения одинаковы (чего никогда не было у Баланчина, твердо определявшего роли мужчин и женщин). Танцовщик кокетливо бил ножкой и поводил плечами -- «мистера Би» вряд ли бы это обрадовало.

Во втором отделении вечера, после «Сапфиров», на зрителя высыпали несколько отрывков из балетов собственно Баланчина. Лучше всех в этом отделении выступила Мария Александрова в «па-де-де Чайковского» -- она, взлетая вверх, выпрыгивала из рук партнера, с размаху ему в руки прыгала и вообще внесла в сюжет «посвящения мастеру» столько радостного авантюризма, что мастер это непременно бы оценил. Как и безупречную технику балерины.
Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Танец


  КУЛЬТУРА  
  • //  30.04.2004
Определилась главная проблема Московской фотобиеннале
Самой соблазнительной темой открывшегося месяца фотографии в Москве можно считать новые технологии. Именно на этом поле совершается сейчас ритуальное самоубийство фотографии. Когда фотография появилась, ее технические возможности поставили под угрозу все традиционные формы создания визуальных иллюзий, от живописи до театра... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  30.04.2004
Идентификация, заявленная одной из тем Фотобиеннале, была главной надеждой. Модный тренд, особенно актуальный, когда действительность сложна, а маленькому человеку некуда податься, должен был вместить все: разборчивых французов, долгожданных иранцев, загадочных финнов... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  30.04.2004
«Золотая маска» объявила о своих новостях
Ни одно масштабное начинание в области культуры не может существовать без массивной спонсорской поддержки -- это давно уже очевидно. Попечительские советы имеют и Большой театр, и Мариинский (там он иначе называется, но суть та же) -- вот теперь о создании такового объявила на пресс-конференции и национальная театральная премия-фестиваль «Золотая маска»... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  30.04.2004
Трилогия Баланчина получила странное продолжение
Только зрители расселись в «Новой опере», как им -- р-раз! -- лазером по глазам. Зеленые лучи, безжалостные как гиперболоид инженера Гарина, лениво заглядывали на балкон и прицельно били по партеру. В этих лучах возникали трехмерные схемы огранки драгоценностей -- этакие скелетики камней... >>
//  читайте тему:  Танец
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ