N°46
19 марта 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  19.03.2004
Дар радости -- радость дара
В издательстве «Время» вышел «Современный патерик» Майи Кучерской

версия для печати
Жила-была одна девушка. Так можно начать любую историю, если, конечно, история эта не про замужнюю даму, вдову или мужчину. Так и начинает Майя Кучерская рассказ «Писательница», коим открывается «Чтение для вкусивших сладость истинной веры в недавнее время». Правда, цикл этот в ее «Современном патерике» идет вторым номером, пропустив вперед «Чтение в Рождественский пост». Что логично, поскольку читателю надлежит двигаться от Рождественского поста к Пасхе, когда герои Кучерской -- умные и глупые, молодые и старые, веселые и строгие, постившиеся и непостившиеся, иереи и миряне -- ответили на радостную весть священника «единым выдохом и громом: «Воистину воскресе!» А маленький мальчик Гоша, сидевший у одного очень серьезного папы на шее, крикнул: «Ура!» И зарычал в папину лысину, как будто он страшный тигр». Все правильно (как говорится, композиция продумана), но разговор хочется начать с «Писательницы».

Если бы Кучерская была похожа на эту самую писательницу, ни за что бы я ее не упомянул. Ни в начале рецензии, ни в конце. Потому как и рецензии бы никакой не было. Да и самой книги. Потому что та девушка, сперва обращенная любимым в истинную веру, а потом им брошенная (отбыл юный стихотворец в Швейцарию, к родственникам, на вечное поселение), прозу, конечно, писала («в малом жанре -- рассказы, новеллы, очерки, редко когда повесть сочинит»), но не печатала. Батюшка благословения не дал -- талантливо, мол, но без «правильного направления». В результате девушка стала тосковать по швейцару своему еще больше, сочинять хуже (а может, просто прежде благоволившему редактору разонравилась -- тоже бывает) и решила, что чего-то ей не хватает. «Может, самореализации, может, славы, может, детей... Ну и того-с. Утопилась в Москве-реке...

Дорогие братья и сестры! Какой делаем вывод из этой истории? Девушка была психически ненормальная».

А другая девушка (ныне мужняя жена) была нормальной. И потому написала много рассказов, статей, заметок и диссертаций. И чудесную книгу, о которой, как вы уже догадались, я пытаюсь рассказать. Не только написала, но и отнесла в журнал «Знамя», который в бодром темпе опубликовал изрядную часть «Современного патерика» в первом номере за 2004 год, а также в издательство «Время». Которое не дурнее вышеупомянутого журнала, а потому тоже в грязь лицом не ударило -- быстро выпустило «Современный патерик». В оформлении Валерия Калнынша, с предисловием Сергея Чупринина (главного редактора дружественного «Знамени») и, что самое удивительное, с текстами Майи Кучерской.

Патерик -- это сборник историй о деяниях преславных отцов. Кучерская о батюшках (священниках и монахах) пишет много и с особым чувством. Но не только о них. Во-первых, чем женские монастыри хуже мужских? Но не выискивать же для рассказа об инокинях особое слово? («Материк» явно не годится.) Во-вторых, с прихожанами тоже много интересного происходит. Смешного, горького, радостного, просветляющего душу. Как любил повторять один из самых трогательных и мудрых героев патерика, отец Павел: «Не народ слуга священника, а священник -- слуга народа». Уж он-то, бывший лагерник, тридцать три года отслуживший в сельской церкви, знал, что говорил.

Наверно, найдутся читатели, которым иные истории Кучерской покажутся кощунственными. Как так: один батюшка -- бизнесмен, другой с бандитами дружит, третий -- и вовсе людоед (зато пост строго держит). Найдутся и те, что возмутятся по иным поводам. Как так: талантливый артист ради храма сцену оставил, а она радуется! Про чудеса какие-то пишет. В наш просвещенный век! Дорогие братья и сестры! Какой делаем вывод из этой истории? Ненормальными (глупыми, истеричными, зашоренными, лишенными вкуса и такта) бывают как церковные люди, так и те, что стоят за церковной оградой. Но нормальных гораздо больше.

Об этом и ведет речь Майя Кучерская. То смеясь, то плача. То скорбя, то ликуя. Сопрягая чудеса с каждодневностью. Помня о том, что наставления мудрых старцев неотделимы от их жизненного подвига. И о том, что, по слову отца Михея, «не надо изобретать велосипеда» и «нельзя веровать сквозь зубы». Даря радость тем, кто может ее принять, и радуясь своему дару.
Андрей НЕМЗЕР
//  читайте тему  //  Круг чтения


  КУЛЬТУРА  
  • //  19.03.2004
Новый фильм Бернардо Бертолуччи на московских экранах
Весной 1968 года молодой американец Мэтью (Майкл Питт) приехал в Париж вроде бы учиться -- а на самом деле смотреть кино. В то время в легендарной Французской Синематеке, где зародилась и расцвела «новая волна», в окутывающих экран клубах сизого дыма сигарет без фильтра показывали лучшие в мире фильмы... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  19.03.2004
Фильм Мела Гибсона "Страсти Христовы" в прокат выйдет только через две недели, но о нем уже столько разговоров, что единственный показ этой картины на фестивале "Лики любви" вызвал откликов больше, чем весь конкурс... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  19.03.2004
В издательстве «Время» вышел «Современный патерик» Майи Кучерской
Жила-была одна девушка. Так можно начать любую историю, если, конечно, история эта не про замужнюю даму, вдову или мужчину. Так и начинает Майя Кучерская рассказ «Писательница», коим открывается «Чтение для вкусивших сладость истинной веры в недавнее время»... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика