N°41
12 марта 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  12.03.2004
Денис Синяков
Собственное дело
Как государство пыталось не мешать бизнесу работать

версия для печати
Среди приоритетов, обозначенных Владимиром Путиным в начале его первого срока, строительство отношений бизнеса и власти занимало не последнее место. В отличие от олигархических структур, которым прописали "равноудаление", среднему и мелкому бизнесу была обещана всяческая поддержка. В отдаленной перспективе -- в качестве, по словам президента, "идеальной системы" -- малый и средний бизнес должен был составить до 80% экономики России, как в развитых странах.

Сказать это оказалось легче, чем сделать. На сегодняшний день доля малого и среднего бизнеса по-прежнему низка, а отдаленная перспектива так и остается весьма отдаленной.

И все же нельзя сказать, что ситуация ни в чем не изменилось. О нуждах и проблемах "неолигархической" части бизнеса по крайней мере заговорили вслух. Более того, были сделаны первые попытки -- широко разрекламированные, хотя и робкие по сути -- убрать стоящие на его пути барьеры.

Чтобы дать толчок его развитию, решено было начать "с ограничения вмешательства государства в ведение бизнеса". Что в переводе на человеческий язык означает уменьшение "рэкета чиновников", который для бизнеса был зачастую опасней криминального. Число организаций, имеющих право проверить предприятия, превышает десяток. Тут и налоговая, пожарная, административно-техническая, экологическая инспекции, санэпиднадзор, милиция, соцстрах, лицензирующие и сертифицирующие органы. До 2001 года проверяющие инстанции могли сколь угодно часто напоминать о себе руководству предприятий, в результате чего некоторые (особо доходные или не имевшие "крыши" среди местных чиновников) предприятия проверяли чуть ли не ежедневно. Естественно, что большинство таких проверок сводилось к банальному вымогательству.

В конце 2001 года разнообразным инспекциям поставили предел: плановая проверка предприятия должна проходить не чаще двух раз в год. Правда, внеплановые обследования неблагонадежных предприятий по-прежнему проводятся так же часто, как и раньше. Налоговики так вообще поставили это дело на государственный уровень. Теперь если они "чувствуют", что государству недоплачивают, то "выстреливают" по предприятию целой серией выездных и документальных проверок. На их языке это называется «усиление налогового администрирования».

Не сильно отстали в своем рвении и прочие проверяющие. По данным Центра экономических и финансовых исследований и разработок, в 2002 году 23% предприятий стали жертвой прямого нарушения закона со стороны органов противопожарной безопасности, а 17% -- со стороны органов санэпиднадзора, проводящих неоднократные плановые проверки на предприятиях в течение одного года. К 2003 году участились проверки со стороны органов внутренних дел: 60% их визитов остаются незапланированными и проводятся без предъявления предписания. Причем у милиции доля незапланированных проверок возросла с 60 до 75%, у пожарной службы -- с 33 до 63%, у СЭС -- с 31 до 56%. При этом все чаще проверяющие назначают "штрафы, не основанные на официальной шкале" (то есть какие захотят): у милиции их число выросло с 43 до 73%, у противопожарной службы -- с 25 до 43%.

Таким образом, бремя чиновничьего рэкета для бизнеса уменьшилось количественно, зато выросли объемы "пожертвований".

Вторым шагом (и пожалуй, единственно успешным) стало введение "принципа одного окна" при регистрации предприятий, то есть упрощение процедуры открытия фирм. Но и на это нововведение потребовалось несколько лет. После длительных дискуссий и жесткой оппозиции региональных властей в 2002 году был введен новый порядок регистрации. Если оформление документов для регистрации предприятия в конце 90-х годов занимало не менее трех месяцев, то сегодня при большой сноровке с оформлением документов можно уложиться в неделю с небольшим.

Правда, влезть в «одно окно» поначалу получалось с большим трудом. Заявленный пятидневный срок для регистрации на практике выливался как минимум в месяц. Дело в том, что первоначально упрощенный принцип регистрации действовал лишь в усеченном варианте. На шестые сутки после подачи документов предприниматель действительно получал на руки свидетельство о регистрации. Однако одного этого оказывалось мало для того, чтобы фирма реально могла начать работу. Без постановки на учет во внебюджетных фондах и получения кодов классификации в органах статистики открыть расчетный счет в банке невозможно. Чтобы обойти все фонды (плюс отделение Госкомстата), предпринимателю нужно было подготовить четыре дополнительных пакета документов.

Решить эту проблему удалось только в январе нынешнего года. Теперь для открытия расчетного счета в банке уведомления из внебюджетных фондов о постановке на учет ждать уже не нужно. Открыть свое дело теперь можно действительно за гарантированные семь дней. Фонды обязали самостоятельно присваивать свежесозданным предприятиям номера постановки на учет и передавать информацию обратно налоговикам для внесения в Единый реестр юридических лиц. Кредитные учреждения в свою очередь обязали для открытия расчетного счета требовать с предпринимателя лишь два документа: свидетельство о государственной регистрации и свидетельство о постановке на налоговый учет.

В 2002 году было также решено упростить получение лицензий и сертификатов. Новый закон значительно сократил количество лицензируемых видов деятельности, снизил лицензионные сборы с 3 тыс. руб. до 1,4 тыс. руб. Лицензию нужно теперь возобновлять не раз в три года, а не чаще одного раза в пять лет. Правда, получить лицензию меньше чем за 10 тыс. руб. невозможно.

Сроки получения лицензии также не стали меньше. На их получение по-прежнему требуется месяц и даже более, если нужна лицензия на строительство или выпуск лекарств. Местные власти до сих пор выдают лицензии на виды деятельности, не подлежащие лицензированию, к примеру на торговлю, телерадиовещание, ювелирные работы, эксплуатацию ряда механизмов.

Следующим этапом поддержки бизнеса (прежде всего малого) должна была стать реформа налогообложения. На первый взгляд изменения в налогообложении с введением специальной упрощенной системы впечатляют: число уплачиваемых налогов сократилось вдвое. Кроме того, если раньше для получения льгот по налогам требовалось, чтобы на предприятии работало не более 20 человек, то с 2003 года статус малого распространился на предприятия с численностью персонала до ста человек. Однако одновременно была установлена новая планка, преграждающая предприятиям путь к упрощенной системе. Чтобы воспользоваться ею, предприятие должно иметь годовой доход не более 15 млн руб. А это уже не малые, а скорее микропредприятия из сферы бытовых услуг, палаточной торговли возле метро, мелких производств по изготовлению мебели или пошиву одежды.

Да и само снижение числа налогов не было до конца продумано. В любом бизнесе участники торговой цепочки заинтересованы в возврате НДС, а малые предприятия, освобожденные от его уплаты, прерывали эту цепочку. Поэтому с ними не хочет связываться никто из больших, что закрывает для их меньших собратьев важные сферы деятельности, особенно в области производства.

Если со снятием административных барьеров и налогообложением ситуация за четыре последних года хоть как-то сдвинулась с места, то поиск источников финансирования для многих мечтающих о "своем деле" по-прежнему остается хождением по мукам. Даже на переполненном, казалось бы, деньгами финансовом рынке директивно заставить банковскую систему полюбить "неолигархический" бизнес не получилось.

Хотя ряд банков все же открыл в виде отдельного направления деятельности линии по кредитованию малого и среднего предпринимательства, сделано это было скорее в виде пиар-проектов. По мнению банкиров, такого рода кредитование до сих пор слишком накладно в смысле операционных расходов и слишком рискованно, поэтому проценты по кредитам до сих пор запредельно высоки, а максимальный срок редко превышает два года. Часто препятствием для получения кредита становятся даже не высокие ставки, а отсутствие залога. От мелкого предпринимателя к тому же требуют составления такой массы документов, оформить которую он может, только если обзаведется собственной бухгалтерией.

Правда, малый бизнес в плане привлечения денежных средств в последние годы находится в более выгодном положении по сравнению с так называемыми средними предприятиями. Малые предприятия помимо коммерческих кредитов по крайней мере могут претендовать и на господдержку. Администрации некоторых городов довольно охотно выдают начинающим бизнесменам разовые субсидии. Создан также и Фонд финансовой поддержки малых предприятий, который кредитует бизнес непосредственно из бюджета. Главное преимущество государственного кредитования -- невысокие ставки и достаточно длительный срок возврата денег.

Другое дело, что очередь на получение кредита из фонда более всего походит на очередь на получение бесплатного жилья, где спрос всегда многократно превышает предложение. Причем результативность рассмотрения чиновниками кредитных ходатайств зачастую зависит от личной заинтересованности этого госслужащего в выдаче конкретного кредита конкретному лицу. Кстати, именно по причине высокой коррупционности изжила себя и система кредитования через фонды приватизации, когда предприятия самостоятельно договаривались о кредитах с коммерческими банками, а фонды компенсировали часть процентной ставки.

В итоге можно сказать, что за минувшее четырехлетие власти хотя и озаботились проблемами развития отечественного бизнеса, но реально сумели лишь обозначить этот свой интерес. Между тем в ситуации, когда, с одной стороны, мы имеем напуганные и порядком уже деморализованные «олигархические» структуры, а с другой, -- по-прежнему стагнирующий по большей части "нормальный" бизнес, прежде всего средний и малый, эти заявления о намерениях выглядят уже совершенно недостаточными. Больше того, не вполне понятно тогда, кто в таком случае будет увеличивать валовой продукт страны, наполнять ее казну и создавать рабочие места.

Эксперты считают, что на каждого предпринимателя в стране приходится как минимум один чиновник. Ни о какой эффективной поддержке малого и среднего бизнеса в такой ситуации говорить не приходится.

Согласно анкетированию Центра экономических и финансовых исследований и разработок, предприниматели следующим образом видят проблемы, мешающие бизнесу (по убыванию):

-- уровень налогов,

-- экономическая нестабильность в стране,

-- уровень конкуренции,

-- налоговое администрирование,

-- госрегулирование,

-- сложности привлечения капитала,

-- неравные условия конкуренции,

-- коррупция,

-- рэкет.

Если по шкале оценок рэкет и коррупция оцениваются бизнесом на уровне «не проблема -- незначительная проблема», то уровню налогов присваивается оценка «очень значительная проблема».
Подготовила Ирина СКЛЯРОВА


  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  12.03.2004
AP
Как президент справился с олигархами
28 февраля 2000 года стало знаковым днем для крупного бизнеса. В этот день будущий президент Владимир Путин послал «черную метку» тем, кого принято называть олигархами... >>
  • //  12.03.2004
Сажать, учить и лечить будут по открепительным талонам
Три дня осталось до начала второго срока Владимира Путина. Хотя, безусловно, окончательно все решит голосование, но высокий рейтинг действующего президента не оставляет сомнений в том, кто станет победителем. В течение последних недель газета "Время новостей" пыталась подвести некоторые итоги первых четырех лет правления Владимира Путина... >>
  • //  12.03.2004
Грандиозная перестройка всей системы исполнительной власти, как теперь выясняется, все же не обойдет стороной и силовой блок. Обнаружили это сами представители силовых ведомств уже в последние дни - после более спокойного и тщательного анализа текста указа Владимира Путина «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»... >>
  • //  12.03.2004
13--16 июня 2000 года Владимир Гусинский заключен под стражу в Бутырскую тюрьму... >>
  • //  12.03.2004
Генпрокуратура в преддверии президентских выборов решила напомнить общественности о том, что дело главы РФФИ Владимира Малина (связанное с делом ЮКОСа) не лежит без движения... >>
//  читайте тему:  Дело ЮКОСа
  • //  12.03.2004
Денис Синяков
Как государство пыталось не мешать бизнесу работать
Среди приоритетов, обозначенных Владимиром Путиным в начале его первого срока, строительство отношений бизнеса и власти занимало не последнее место. В отличие от олигархических структур, которым прописали "равноудаление", среднему и мелкому бизнесу была обещана всяческая поддержка... >>
  • //  12.03.2004
ИТАР-ТАСС
Россия и НАТО готовы строить совместную систему ПРО, чтобы защититься от ракет «проблемных» стран
Сегодня заканчиваются первые совместные командно-штабные учения по нестратегической противоракетной обороне, проходившие пять дней в оперативном центре Агентства по противоракетной обороне (ПРО) Соединенных Штатов на авиабазе Шрайвер в штате Колорадо... >>
  • //  12.03.2004
Хроника снятия административных барьеров. >>
  • //  12.03.2004
Москва готовится к муниципальным выборам
В ближайшее воскресенье жителям столицы придется выбирать не только главу государства, но и самых близких представителей власти -- депутатов муниципальных собраний. По новому закону о местном самоуправлении в Москве впервые появятся 125 полноценных муниципальных образований... >>
  • //  12.03.2004
Виктор Зубков доволен преобразованием финансовой разведки
Сегодня министр финансов Алексей Кудрин обсудит с и.о. председателя комитета по финансовому мониторингу (КФМ) Виктором Зубковым вопросы, связанные с преобразованием комитета в федеральную службу. Об этом вчера сообщил журналистам сам г-н Зубков... >>
  • //  12.03.2004
Губернаторы выиграли выборы еще до голосования
По предсказуемости выборы губернаторов, которые пройдут 14 марта, вполне сопоставимы с президентскими. Из десяти регионов лишь в трех -- Архангельской, Рязанской и Воронежской областях -- за два дня до выборов сохраняется минимальная интрига... >>
  • //  12.03.2004
Правительство обсудило принципы своей работы
Михаил Фрадков, открывая первое заседание своего кабинета, первым делом обратил внимание присутствующих на главном пока своем достижении. «Что-то у нас места много свободного... Непривычно», -- сказал он. Хотя ополовиненный кабинет вчера, как и раньше, вполне внушительно смотрелся за белодомовским столом и малочисленным не выглядел... >>
  • //  12.03.2004
Президент подписал ряд указов «О награждении государственными наградами Российской Федерации». Орденом «За заслуги перед Отечеством» разных степеней награждены видные деятели культуры и науки -- в частности, писатель Евгений Евтушенко, кинорежиссеры Владимир Краснопольский-Ледов и Валерий Усков и другие... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика