N°223
06 декабря 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  06.12.2004
Сезам, зажгись
В галерее «Е.К. АртБюро» показывают работы группы «СЗ»

версия для печати
Выставка в галерее «Е.К. АртБюро» встречает веселеньким желтым цветом. Серой московской зимой он удивляет и веселит, как десятилетие назад, когда все вокруг было бледненьким. Радует огромный яркий рекламный плакат и странный, выше человеческого роста танк «Парфенон» («Использование искусства в военных целях»). В витринах -- пища для ума: огромное количество спичек совершенно разного назначения (ковырялки, трыкалки, тыкалки), отдельно -- «порнографическая» серия тех же спичек, разнообразные бодалки (сковородка, коробка с бутылкой, керамическая плитка), фотографии акций и выставок. Для говорящих на птичьем языке концептуализма -- связный текст. Для стороннего зрителя -- бойкий абсурд. Выставка -- изящный перевод на язык простого зрителя деятельности «профессионалов для профессионала от изобразительных искусств», ведь в узком кругу не посвященных в темы и не погруженных в контексты просто не было. Сочлены группы «СЗ» Вадим Захаров и Виктор Скерсис говорили на нормальном таком концептуальном языке. На нем шутили, его нормы и правила нарушали.

В московском неофициальном искусстве группу «СЗ» почитали западниками -- в основном потому, что сами художники по молодости и лихости границы не особенно ощущали и странным образом впиливались в чуждые нам контексты, а объекты свои производили с выдающейся для принципиально мусорной московской школы тщательностью. Они были первыми писавшими на стенах домов загадочные слова -- включились в тогда только разворачивавшуюся борьбу футбольных фанатов. «СЗ» сделали чуть не первую «квартирную выставку». Принципиально важный некогда формат странным образом оказался востребованным теперь -- в варианте небольшой, но внятной галереи. Квартирные выставки «СЗ» даже привозили на дом. Услуга невиданная в современном мире доставки чего угодно и особенно эффектная на фоне нерыночных отношений. Будущие эмигранты эти отношения предчувствовали и в своих работах активно развивали.

Куда шли Скерсис и Захаров в 80-х, секрет и поныне. В основном потому, что сами авторы точно не знали направление своих ударов. Кипела молодая кровь -- появлялись на свет странные творческие продукты: «Упорядочивание мочеиспускательной деятельности собак под созвездием Большого Пса», «Защита и курсы самообороны от вещей», «Сборники информации» в форме молочных пакетов... Изъятая искусствоведами в штатском серия фотографий «Ласки и поцелуи делают людей уродливыми и некрасивыми» могла сделать художникам интересную биографию, но как-то обошлось. Зато у российского «бодиарта» появилась точка отсчета».

Молодому поколению 80-х теперь за сорок -- период творческой зрелости. Выставки легендарных групп их молодости отлично показывают, откуда ноги растут и что из чего вышло. Вадим Захаров -- художник известный. И даже опять почти российский, хоть и живет за границей. Столичная галерея «Стелла» показала его выставку «Охота на мышь» и обещает еще. Виктор Скерсис от высокохудожественных дел отошел.

Выставки 80-х в «Е.К. АртБюро» идут параллельно с другим сериалом -- ретроспективами классиков андерграунда в Третьяковке и Русском музее. По статусу все вроде бы правильно: мэтру -- мэтрово, тогдашним юнцам -- пока галереи. На деле же все наоборот -- выставки в национальных сокровищницах последовательно и методично опускают классиков до самого пола. Готовят их там как продукт в советской столовой, где первое блюдо от второго отличалось консистенцией, но совпадало по виду и запаху. Выставки наливают будто из одного котла -- часто, плотно, в одних и тех же залах, с предельным минимумом ухищрений-разносолов. Часто без главных произведений, доставать которые слишком сложно и дорого.

В «Е.К. АртБюро» -- наоборот. Перечислявшиеся через запятую группы, деликатные отличия в которых хорошо известны были лишь их участникам и зрителям (количество которых почти совпадало), показывают, тщательно продумывая акценты, фиксируя важные детали, тщательно подбирая (когда надо -- реконструируя) работы. Эффектные дизайнерские решения раскрывают суть выставки с порога -- для особо впечатлительных и непонятливых. Бессмысленно сетовать, что у национальных сокровищниц не хватает денег. Сличить затраты вряд ли кому удастся, но наверняка сметы в Третьяковке превышают те, что в «Е.К. АртБюро», где над выставками трудятся два человека -- хозяйка галереи Елена Куприна и куратор Александра Обухова. Потому кажется, что не хватает в национальных музеях не денег, а чего-то другого. Классиков все равно жалко. Зато за поколение «темных» 80-х душа спокойна. Не пропадет их скромный труд: выставки описаны, творения каталогизированы, истории спасены. Очень вовремя -- не все детали пропали в историческом тумане и несовершенной человеческой памяти.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ
//  читайте тему  //  Выставки


  КУЛЬТУРА  
  • //  06.12.2004
В галерее «Е.К. АртБюро» показывают работы группы «СЗ»
Выставка в галерее «Е.К. АртБюро» встречает веселеньким желтым цветом. Серой московской зимой он удивляет и веселит, как десятилетие назад, когда все вокруг было бледненьким... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  06.12.2004
Шестая non/fiction исполнила свою миссию
От среды к субботе книг на ярмарке non/fiction становилось больше: издатели подвозили из типографий свежую продукцию. И меньше: кое-что раскупалось слету, а на жалобные вопросы иногородние стендисты ответствовали: желанное вам сочинение раскупили вчера... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  06.12.2004
Состоялась премьера фильма «Личный номер»
Продюсер Сергей Грибков, снискав кассовый успех двумя сериями молодежной комедии «Даже не думай», выпустил новый проект, сработанный по тому же рецепту, однако на другой основе. Вместо легкомысленной шутки о трех начинающих бандитах публике представлен патриотический боевик... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  06.12.2004
Балерина при рождении получила имя Лилиан Алисия Маркс, Марковой ее сделал Дягилев. Маркова стала его последним открытием -- увидев тринадцатилетнюю девчонку в классе, он позвал ее в труппу, а через год стал поручать балеринские партии... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ