N°222
03 декабря 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  03.12.2004
Личный ад
Спектаклем Джозефа Наджа открылся фестиваль NET

версия для печати
В одном абажуре, как и положено, ввинчена лампочка, из другого свисает на веревочке нож. Человек сидит на стуле и поднимает ноги, чтобы его не захлестнуло безумие, затапливающее его комнату вместе с непрерывно льющимся дождем (в фонограмме -- то монотонный шум, то где-то погрохатывает гроза). Моноспектакль Жозефа Наджа "Дневник неизвестного", которым открылся фестиваль NET, на шестьдесят минут затаскивает зрителя в личный ад хореографа. Право же, для того, чтобы получать удовольствие от такого искусства, надо быть очень благополучным человеком.

Или очень молодым. То есть чтобы существовала нерушимая стенка между вот этим человеком и твоей уютной жизнью, или ты еще не осознал, что все это -- слишком близко, и происходит не только с другими людьми, не только с этим гуттаперчевым человечком на сцене. Это с ним все было -- Надж, прежде варьировавший мотивы Кафки и Бюхнера, впервые сочинил спектакль по своим личным дневникам, -- а с тобой не будет, нет-нет, не будет, ты защищен, с твоими друзьями и твоей страной все всегда будет ОК. Тогда можно смотреть.

Можно восхищаться абсолютной музыкальностью артиста. Родившийся в Сербии венгр отвечает трепещущему национальному мотивчику какими-то костными судорогами, какими-то переломами мышц. Он то с размаху падает оземь, то пытается встать с земли со скрещенными ногами, то на секунду сворачивается в позу младенца. И всегда этот мотивчик будто вздергивает его изнутри, будто выворачивает, напоминая, что ничего не поделаешь, ты здесь родился.

Можно порадоваться режиссерскому, поэтическому таланту Наджа. Зайдя в комнату, где висит на веревке удавленник (кукла), артист срезает веревку и переносит "тело" в некоторую продолговатую емкость. Гроб? Вероятно, но и колыбель: герой покачивает домовину, как люльку с ребенком. Когда же речь идет о другом самоубийстве -- с помощью опасной бритвы, герой, намылив лицо, встает за прозрачной пленкой (зеркалом?) и сосредоточенно разрезает ее, будто вспарывает свое изображение.

Я еще не сказала, что спектакль посвящен двум самоубийцам? Так вот, из своего дневника Надж взял только те страницы (будем надеяться, там есть и другие), что говорят о двух его друзьях, добровольно расставшихся с жизнью. Еще его вдохновляли стихи венгерского поэта Отто Толнаи: "Прошу тебя: не спасай меня. / Позволь крысе, прилежному бурильщику тоннелей, / Построить дорогу сквозь мой живот, / Позволь волку, / Вцепившемуся в меня, / Шумно жевать мое лицо <...> Глядя на погибших любимых , / Бог, я прошу тебя: не спасай меня <...> Я знаю, ты никого не спасаешь. / Но вдруг ты сделаешь для меня исключение. / Умоляю: не надо"

Герой спектакля сам на грани решения о самоубийстве. В его руках то веревка (довольно толстый канат, надо сказать), которую он прилаживает так и этак, то длиннющий топор, который он всаживает в столешницу и затем пристраивает рядом голову, будто позируя на плахе. Сыграно все убедительно, настроение умело нагнетается, и по окончании, воздав должное мастерству артиста щедрыми аплодисментами, хочется последовать примеру Бернарда Шоу: "Вытерпев долгую пытку фортепианного вечера, я знал одно средство успокоиться: обратиться к опытному зубному врачу".
Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Театр


  КУЛЬТУРА  
  • //  03.12.2004
В Москве проходит фестиваль французского кино
Пятый юбилейный фестиваль «Французское кино сегодня», как и четыре предыдущих, к явлениям культуры имеет отношение гораздо меньшее, чем к пропаганде -- образа жизни, алкогольных напитков и продукции ведущей европейской индустрии по переработке целлулоида в чистую прибыль... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  03.12.2004
В Русском музее открыта первая в России выставка британской артзвезды Сэм Тэйлор-Вуд
Государственный Русский музей отличается даже не бурной, а буйной выставочной деятельностью. Тут одновременно проходит по семь-восемь выставок, благо пространства позволяют -- в ведении ГРМ находится несколько исторических зданий в самом центре Петербурга... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  03.12.2004
II Московский конкурс скрипачей подвел итоги
Если музыкальные конкурсы проводятся, значит, они кому-то нужны. Молодым исполнителям, желающим заявить о своих ярких талантах; меценатам, мечтающим одарить юное дарование; известным музыкантам, расположившимся в креслах жюри, чтобы направить меценатов по верному пути... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  03.12.2004
Тринадцатую Букеровскую премию за лучший роман года на русском языке получил Василий Аксенов
Случилось ожидаемое. Роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки» («Октябрь», 2004, №1--2; книжное издание -- М., «Изографус», 2004) одолел пятерку сильных конкурентов. Тринадцатым русским букероносцем, лауреатом премии «Букер -- Открытая Россия» стал Василий Аксенов... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  03.12.2004
Московский мэр должен решить судьбу театра «Около дома Станиславского»
Когда театр, известный в мире как театр Юрия Погребничко, сгорел, его художественный руководитель находился в Португалии, где проводил мастер-класс. Оттуда он отправился в Хельсинки, на Неделю русской культуры, где его театр показывал два спектакля... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  03.12.2004
Спектаклем Джозефа Наджа открылся фестиваль NET
В одном абажуре, как и положено, ввинчена лампочка, из другого свисает на веревочке нож. Человек сидит на стуле и поднимает ноги, чтобы его не захлестнуло безумие, затапливающее его комнату вместе с непрерывно льющимся дождем... >>
//  читайте тему:  Театр
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика