N°199
29 октября 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  29.10.2004
«У нас нет проблем, которые были бы не под силу отечественной IT-индустрии»
версия для печати
После событий 11 сентября на фоне общего спада высокотехнологичной индустрии американские компании, специализировавшиеся на технологиях обеспечения безопасности граждан, получили щедрые государственные заказы. Дело, впрочем, не завершилось созданием сколько-нибудь эффективных компьютерных систем противодействия преступникам. Тем не менее мы, по всей видимости, с традиционной задержкой на два-три года повторим тенденции, ранее имевшие место в США. Мининформсвязи по инициативе президента страны приступило совместно с ФСБ к созданию IT-систем, предназначенных для борьбы с террористами. Возможность создания таковых корреспондент «Времени новостей» Андрей АННЕНКОВ обсудил с президентом компании Cognitive Technologies Ольгой УСКОВОЙ.

-- Как IT-бизнес может быть связан с проблемами национальной безопасности?

-- Информационные технологии в целях обеспечения госбезопасности у нас широко применялись еще до начала 90-х годов. Над ними работал, в частности, Всесоюзный научно-исследовательский институт системных исследований (ВНИИСИ) Государственного комитета Совета министров СССР по науке и технике и АН СССР. Ныне это Институт системного анализа (ИСА) РАН. Первый отдел, лицензии на определенного вида деятельность... Это не афишировалось, да и теперь не афишируется -- это компетенция не ученых и не разработчиков. Но тут есть и открытая часть информации, которая должна быть доступна гражданскому обществу. Концепция технологического противодействия террористам, например. Это актуально после того, как президент заявил о фактически объявленной нам войне.

-- Инициативу в этом направлении проявили Мининформсвязи и ФСБ, не так ли? ФСБ -- понятно, а при чем тут ведомство Реймана -- паспорта с биометрическими данными?

-- Далеко не только это. Мининформсвязи отвечает за инфраструктурную часть. В системах связи есть две составляющие: инфраструктура (провода, например) и сервисы. Вот сервисы, конкретные, прикладная часть -- ФСБ, а инфраструктура -- Мининформсвязи. То же и в области IT.

-- С инфраструктурой связи понятно, а IT -- где там аналог проводов?

-- Технологии общего назначения. Пожалуйста, вот пример: распознавание речи. Представьте -- толпа. В толпе злоумышленник, он отдает приказы. Попробуйте в потоковой речи распознать и вычленить ключевые слова, свидетельствующие о потенциальной угрозе. Это сложнейшая технология, ее разрабатывают вот уже тридцать лет в разных странах. Еще пример -- нанометрия. Наноробот размером с муху может стать передатчиком информации из помещения, в котором захвачены заложники. Или системы визуального слежения, идентифицирующие необычную ситуацию в зале ожидания аэропорта. Такие технологии создаются отнюдь не спецслужбами, это работа промышленности. Достаточно полная аналогия с системами спутниковой навигации -- они используются и обычными водителями, и военными на поле боя.

Кроме того, террористическая угроза идет изнутри общества, которое в традиционно понимаемом состоянии войны не находится. Тут сложно определить, какие технологии сугубо специальные и как они отличаются от самых общих.

-- Напомню вам о неудачах международной системы глобального шпионажа Echelon -- потрачены огромные деньги с неочевидным результатом.

-- Верно, я не знаю, будут удачи или неудачи. Да, технологии сложные. Но это не причина, чтобы отказываться от их разработки. Тем более что наши специалисты одни из лучших в мире. Мы, например, продали Matsushita Electric свои технологии распознавания речи, они теперь используются японцами в «цифровых домах» для управления бытовой электроникой. Нанотехнологиями мы тоже занимаемся давно, главным образом в медицинских проектах. Инвестируем в исследования, хотя риски таких вложений велики из-за научной сложности проблемы. Причем риски эти тем ниже, чем лучше финансируется работа.

Надо еще иметь в виду то, что я называю современным вариантом «проблемы 2000 года», -- чтобы на волне интереса к созданию новых актуальных технологий не затрепали вопрос, не потеряли реальную проблему.

-- Как это было в Америке, где после 11 сентября некоторые IT-компании получили щедрые госзаказы, но ничего реально работающего так и не предложили.

-- Если какой-либо технический вопрос становится модным (а у нас всякий поднятый Путиным вопрос таким становится), вокруг него начинается коловращение прихлебателей. Они ничем не заняты, у них есть свободное время, и все это начинает принимать идиотическое направление, суета вокруг дивана, как у Стругацких. А потом неудача одной или нескольких компаний бьет по всему полю: инвестиционная активность откатывается от отрасли. Важно же, чтобы шли нормальные конструкторские работы. Либо в формате ОКБ, либо создание концернов. Целевые программы без цели доказали свою неэффективность.

-- Может, имеет смысл взять пример с американской DARPA -- организации Пентагона, ведающей ассигнованиями на оборонные исследования?

-- Почему именно DARPA? Я бы хотела, чтобы в нашей стране исследователи добились большего. Экспертиза только полдела, нужен еще и контроль. У нас с экспертизой, кстати, все хорошо, специалистов хватает. А вот контроль хода проекта... Я не имею в виду контроль фискальных органов, Счетную палату, РУБОП etc, тут тоже все в порядке. Приходит проверяющий, который контролирует нас, пивоваренную компанию и швейную фабрику. Я же имею в виду контроль технологический. Посмотрите, как развиваются финансируемые государством IT-проекты, там же бывают случаи 90-процентного невыполнения запланированных работ. Потому что в проекте нет тех, кто мог бы его контролировать с технической стороны. И ничего! Никто не несет ответственности, в частности, за выбор подрядчика. Нужен орган, который контролировал бы ход работ с содержательной, инженерной точки зрения. Это может быть профильное министерство или какая-то структура в его рамках. Бесконтрольно можно резвиться, создавая, например, системы документооборота, хотя это и нехорошо. А в противодействии террористам этого делать категорически нельзя.

-- Ожидаете ли конкуренции с иностранными компаниями?

-- У нас уникальная ресурсная база, оставшаяся от СССР. Кадры тоже есть. Поколение от 40 до 60 и опытно, и работоспособно. Выпускники физтеха на подходе, мы очень довольны молодежью. В этом смысле у нас нет никаких проблем, которые были бы не под силу отечественной IT-индустрии. Более того, у нас сейчас и деньги есть -- уникальная ситуация. Если их хоть немножко пускать на дело, а не только на административную реформу...

-- Вы сотрудничаете с западными компаниями?

-- В области распознавания образов сотрудничали еще в 1989 году. Сейчас мы далеко ушли вперед. Не только наша компания, но и ABBYY, например. Сотрудничали и с Intel. Следим за работой западных коллег. Российские специалисты полноценно с ними общаются.
Беседовал Андрей АННЕНКОВ


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  29.10.2004
Александр Миридонов
Правительство верит в инвестиционный потенциал водопроводов
Вчера на заседании правительства рассматривался вопрос о первоочередных мерах по переводу предприятий жилищно-коммунального хозяйства на работу в рыночных условиях... >>
  • //  29.10.2004
Михаил Фрадков успокоил германских инвесторов
Канцлер Германии Герхард Шредер и российский премьер Михаил Фрадков приехали вчера в Штутгарт, чтобы осветить своим присутствием конференцию по малому и среднему бизнесу, а также по проблемам инвестиций в России... >>
  • //  29.10.2004
Дума хочет контролировать распределение средств на дополнительное медобеспечение льготников
Совершить настоящий бюрократический подвиг -- сразу после новогодних праздников доказать пенсионерам и инвалидам, что обещанные правительством на дополнительное лекарственное обеспечение льготников 50,8 млрд руб. действительно способны облегчить им существование, -- намерены чиновники Министерства здравоохранения и социального развития... >>
  • //  29.10.2004
Число сторонников политических реформ Путина растет
Прошло полтора месяца с момента выдвижения российским президентом предложений по реформированию политической системы... >>
  • //  29.10.2004
Судьи отрабатывали в сенате речи для выступлений перед президентом
Российские служители Фемиды, которым явно не понравились последние законодательные инициативы Совета Федерации, касающиеся судебной системы, вчера смогли впервые высказать свое возмущение в лицо сенаторам... >>
  • //  29.10.2004
Александр Вешняков рассказал сенаторам про новые правила выбора депутатов
В четверг председатель Центральной избирательной комиссии Александр Вешняков поделился с сенаторами, входящими в комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, своими представлениями о «гармонизации избирательного законодательства»...согласились. >>
  • //  29.10.2004
После событий 11 сентября на фоне общего спада высокотехнологичной индустрии американские компании, специализировавшиеся на технологиях обеспечения безопасности граждан, получили щедрые государственные заказы... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама