N°193
21 октября 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  21.10.2004
История, которой у нас не было
На фестивале Grand pas -- Королевский балет

версия для печати
Сегодня и завтра в программе Grand pas -- шоу-балет Complexions, в выходные публику будут радовать переодевающиеся в женские платья и встающие на пуанты забавники из "Трокадеро де Монте-Карло". Но главное событие фестиваля уже произошло: на пару дней в Москву приезжал нидерландский Королевский балет.

И в отраженном свете показал нам тот кусок балетной истории второй половины ХХ века, которого в нашей стране не было.

Семидесятидвухлетний ныне Ханс ван Манен в давней своей работе "Адажио для клавесина" (Бетховен, соната №29) последовал за Баланчиным. За Баланчиным лирическим, тянущимся, замирающим -- как вторая часть Симфонии до-мажор. Три пары ведут нежные дуэты -- и балерина раздвигает воздух руками точь-в-точь как в симфонии. Но год все-таки 1977-й, Баланчин -- бог и классик, но уже чуть отстраненный от живой жизни бог, уже кажется невозможным выстраивать столь дистиллированные танцы: в Европе бросает громкие реплики contemporary dance, требующий говорить о грубости жизни, ее жестокости, телесности. И дуэт продолжается на полу, и балерина оказывается лежащей на партнере, и когда она отстраняется от него -- танцовщик настойчиво движется к ней сидя, распахнув ноги и двигая по сцене зад. А когда балерина захочет запротестовать -- она просто возьмет и топнет ногами несколько раз, совсем невозвышенно ставя стопу на пятку. Желания перестали быть смутными, сильфиды сняли пышные юбки и оказались в простых платьицах -- и спектакль ван Манена, наверняка выбранный не случайно из огромного репертуара Королевского балета, эту трансформацию внятно обозначает.

Ван Манен -- один из мэтров голландского балета, но должностей никаких он уже не занимает. Руководит театром Тед Брандсен -- и на гастроли привезли его "Пульчинеллу". Балет Стравинского, впервые поставленный в 1920 году для дягилевской антрепризы Леонидом Мясиным, подразумевает апелляцию к итальянской комедии масок. Брандсен не отказывается от сюжета, но вовсе не собирается раздавать артистам разноцветные костюмы и маски-амплуа. Его балет -- белоснежен; в белом и танцовщики, и балерины (на них -- забавные короткие кринолинчики). Прославившийся успехами по женской части персонаж, ненароком соперниками убитый и волшебным образом воскресший, отличается от других молодых людей (их пятеро) лишь количеством танцев, но не костюмом и не стилем движения. Они все порой обозначают кукольные жесты (ладонь открылась и вдруг повисла в воздухе как на невидимой нитке), порой -- фрагменты каких-то галантных поклонов; и все время чуть утрируют эту галантность, чуть насмешничают над ней. Понятно, что ветер дует со стороны Гааги, где обосновался худрук Нидерландского театра танца Иржи Килиан, -- именно эти галантные, "моцартовские" насмешки стали визитной карточкой Килиана. Его сочинения, появление этого балетмейстера в ХХ веке -- одно из самых больших событий века; но и эту часть истории Россия тоже пропустила.

А еще Королевский балет привез "Серую зону" -- сочинение Девида Доусона, только начинающего сочинять танцы. Начинающего, надо сказать, чрезвычайно хорошо. Да, в ломающихся, "разбирающихся по частям" движениях чувствуется влияние Форсайта (у каждого поколения свои боги и кумиры), но Доусон умеет выстроить на сцене мир просто гипнотически притягательный. Свет -- как в разгар лета часа в четыре утра, еще серо. Гудит, неспешно меняя интонацию, какой-то электронный инструмент (музыка Нильса Ланца). Два танцовщика и три балерины в огромном пустом (но жестко ограниченном -- вместо правых кулис возведена внушительная стена) пространстве при слабом свете выкручивают конечности и почти растворяются в сонном, промежуточном между явью и сном мареве. Впрочем, Форсайта в нашей истории (вплоть до недавней премьеры в Мариинке) тоже не было...

Зато у нас был -- и есть -- неистребимый купеческий дух. После одноактовки ван Манена на сцену вылез водочный спонсор и пообещал подарить мэтру "самый драгоценный кусочек России". Из кулисы выдвинулось аж шесть кусочков -- длинноногих див в алых платьях, и зал предположил, что мэтру дарят гарем. Подарили на самом деле бутылку.
Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Танец


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  21.10.2004
С 21 октября в Москве можно посмотреть «Красоту по-английски»
Это фильм для тех, кто предпочитает экшну и саспенсу интригу, любит изящные диалоги и получает удовольствие от хорошо придуманных деталей... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  21.10.2004
На фестивале Grand pas -- Королевский балет
Сегодня и завтра в программе Grand pas -- шоу-балет Complexions, в выходные публику будут радовать переодевающиеся в женские платья и встающие на пуанты забавники из "Трокадеро де Монте-Карло"... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  21.10.2004
Представьте себе, что перед спортивными состязаниями один из судей публично заявляет: спортсмены протырились в финал дуриком, среди сошедших с дистанции есть более достойные, в отборочном цикле коллеги-арбитры меня задавили, а потому я... нет, не подаю в отставку, а перехожу к обсуждению тех недомерков, один из которых бесчестно получит золотую медаль... >>
  • //  21.10.2004
В Москве опять поют Deep Purple и Сезария Эвора
Сегодня вечером у местных потребителей поп-музыкальных жанров и стадионных форматов праздник. Выбор богат как никогда: в один день в городе гастролируют сразу два пожилых гиганта мирового шоу-бизнеса... >>
  • //  21.10.2004
AP
Премию в 50 тыс. фунтов стерлингов (около 90 тыс. долл.) получил британский писатель Алан Холлингхерст за роман «Линия красоты» (The line of Beauty)... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика