N°181
05 октября 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  05.10.2004
Шуты гороховые
Искусство взглянуть на жизнь несерьезно

версия для печати
Если вы хмуритесь, выходя из дома, то путь вам -- на выставки. Взглянуть с улыбкой на осень, политику, искусство, прошлое и будущее помогут шуты гороховые. Художники, они же артисты -- герои собственных произведений. На арене Дома фотографии выступает немецкий фотограф Мартин Пуденц, в галерее Гельмана -- родная до боли группа «Синие носы». Представляют соответственно парадоксальный, немного сумрачный германский гений и отечественные вроде бы бесхитростные приколы. Лица необщее выраженье персонажей и авторов сочетается с тщательностью исполнения: ожидаемой в случае немецком и совершенно неожиданной для нового шедевра Александра Шабурова и Вячеслава Мизина.

Тем более что называется их новая выставка «Тяп-Ляп-Арт». От прославившихся демонстративной халтурностью своих произведений авторов трудно было ожидать на этом попроще достижений, превосходящих прежние. Простота мысли необыкновенная, легкость исполнения выдающаяся, конкретность сюжетов, ясность решения, простой реквизит, дешевизна производства позволяли Мизину с Шабуровым легко достучаться до гурманов, а также и до самых широких масс, привлекая в ряды своих поклонников тех, кто современного искусства больше чумы и СПИДа боится. Из пространного комментария к выставке выяснилось, что высокочтимые публикой, кураторами, критиками авторы твердо решили навсегда отказаться от такого важного составляющего их успех качества, как «готовность к безумным подвигам». И временно -- от актуальных, общественно важных тем (с обязательством вернуться в дальнейшем к теме труда и ей подобным). Преодолеть собственные героические наклонности Мизину с Шабуровым, периодически поражающим публику фейерверком, пускаемым непосредственно из штанов, помогло купание в проруби во имя водки «Абсолют».

Вернувшись к жизни, отмороженные носы решили работать отныне и довеку непосредственно на кухне. Где весь нынешний проект и изготовлен. В отличие от прежних -- в товарном виде, далеком от халтуры. В одной комнате два видео гонят бодрые смайлики -- рыжий и белый, в другой развешаны отличные фото на темы простые, как правда, узнаваемые, как жизнь. Но со сложным культурным подтекстом и многочисленными аллюзиями. Фотография синего-синего неба в трусах -- «Облако в штанах» -- прекрасна сама по себе, равно как супрематизм из колбасных объедков, летающая тарелка, парящие кухонные приборы. Знающий человек углядит аналогии с Игорем Кренцом, Эвином Вурмом и догадается, что не все так просто, как кажется.

У Мартина Пуденца, напротив, все кажется сложнее, гармоничнее, красивее. В основном из-за изящной старинной техники бромомасляной печати. Высокого штиля названия -- «Свет на небе». И из-за развешанных там и сям немецких стихотворений. Притом не Буша в переводе Хармса с бессмертным Каспаром Шлихом, идеально совпадающим с безумным и чудаковатым героем Пуденца, а, наоборот, Генриха Гейне, Новалиса и Гельдерлина. Романтический абсурд, маска трагическая и комическая одновременно, иногда совершенно в стиле «синих носов» (вроде автопортрета «Добро пожаловать, спонсоры»), представляет всегда любимую в России физиономию немецкой культуры. Незадачливый маленький человек меняет атрибуты, как перчатки. С клоунским носом, в шутовской короне, в летном шлеме, с голой бабой -- он издевается над собой, литературой, техникой, искусством, фотографией, штампами и пародиями на штампы. Последние особенно важно выступают в пейзажах. Раздолье общих мест -- кубистический большой город, романтическая природа: горы и долины спят во тьме ночной Саксонской Швейцарии, гармонией и покоем манят парки графа Пюклера, прекрасные краски Востока облагораживают Рюген. Пуденц знает, что в человеке и окружающем его мире ничего прекрасного, абсолютного, совершенного просто быть не может. Мол, опыт работы в важной газете Frankfurter Allgemaine Zeitung над портретами серьезных людей только помогает отвязаться -- я шут, я циркач. Травмированный романтизмом, реализмом, концептуализмом, сюрреализмом, поп-артом и техническим прогрессом. Клейма ставить негде. И взять с меня нечего. Кроме усов, голой задницы и все понимающего взгляда на мир.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ
//  читайте тему  //  Выставки


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  05.10.2004
Искусство взглянуть на жизнь несерьезно
Если вы хмуритесь, выходя из дома, то путь вам -- на выставки. Взглянуть с улыбкой на осень, политику, искусство, прошлое и будущее помогут шуты гороховые... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  05.10.2004
Михаил Гутерман
Премьера спектакля «Суер-Выер» в театре «Эрмитаж»
На сцене появляется худой человек с довольной, хотя и немного лукавой улыбкой. Брюки завернуты до колен, носки на подтяжках, а в руках новенькое блестящее ведро с водой... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  05.10.2004
БСО открыл сезон Моцартом и Рахманиновым
В три дня Большой симфонический оркестр открыл сезон и сразу два абонемента -- собственный «Общедоступный симфонический абонемент» и собранный в рамках филармонического абонементного пакета монографический цикл «Рахманинов... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  05.10.2004
Все-таки американцы -- удивительная нация. Ни одна другая не умеет так искусно «загрузить» окружающий мир своими внутренними проблемами... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама