N°175
27 сентября 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  27.09.2004
Зло без империи
В Сан-Себастьяне завершился 52-й Международный кинофестиваль

версия для печати
Наряду с разочарованиями этот фестиваль принес и открытия, поставив при этом нуждающиеся в обсуждении вопросы. Прежде всего это касается ирано-иракского фильма «Черепахи умеют летать», награжденного главным призом «Золотая раковина».

Разочарование настигло гостей фестиваля еще в самом начале -- на новой ленте Вуди Аллена «Мелинда и Мелинда». Маэстро, некогда известный своей нелюдимостью и страхом перемены мест, теперь мотается с премьеры на премьеру как оголтелый. В Сан-Себастьяне он играл на кларнете и говорил о бессмысленности жизни. А зрителей своей новой картины удивил тем, что, оказывается, никогда не поздно разучиться тому, что когда-то делал лучше всех: в данном случае -- писать диалоги.

Однако в итоге фестиваль оказался не хуже других. Премии получили картины не выдающиеся, но достойные: «Зимний сон» югослава Горана Паскалевича (спецприз жюри), «Омах» ирландца Пита Трэвиса (приз за сценарий), «Письмо незнакомки» китаянки Су Джинглей (приз за режиссуру). За актерские работы награждены Ульрих Томсен и Конни Нильсен из датской картины «Братья». Однако не ими запомнится нынешний фестиваль.

Сан-Себастьян -- это особый город, и все события приобретают здесь особый колорит. В том числе кинофестиваль. Он не раз становился ареной манифестаций и даже угроз местных националистов -- до тех пор, пока во главе фестиваля не встал вписанный в здешние политические реалии матерый баск Микель Оласереги. Вообще гастрономическая и культурная столица Страны Басков ревностно хранит свои традиции под внешним тонким слоем глобализации. Абсолютно чужеродно смотрится, например, проходящая здесь в старом монастыре-музее Сан-Тельмо выставка современного искусства, где собраны инсталляции не первого сорта.

И в структуре кинофестиваля лучше всего работают традиционные вещи, а если уже показывают авангард, то отфильтрованный временем и ставший классикой. Так, в ретроспективной программе с псевдоинтернетовским названием Incorrect@s оказались собраны фильмы, наделавшие в свое время много шума, -- от «Золотого века» Луиса Бунюэля до «Розовых фламинго» Джона Уотерса и от «Сала» Пьера Паоло Пазолини до «Автокатастрофы» Дэвида Кроненберга. Сегодня все они смотрятся хрестоматийно -- даже гораздо менее известный галлюциногенно-наркотический «Приход»: местный баскский гений Зулуэта дал мощный поэтический импульс испанскому кино, но сам ушел в башню из слоновой кости и перестал делать фильмы. Вытащить его из полузабвения и узкой культовой славы попытался кинофестиваль -- правда, не позаботившись изготовить к картине английские субтитры.

Было и несколько политически провокационных вещей. Прежде всего грубо инсценированная исповедь арабского террориста-смертника в 15-минутном фильме «Наперекор злу». Этот опус Резы Парсы, борца за исламские идеалы и свободу Палестины, финансирован Шведским киноинститутом и получил личный приз Ингмара Бергмана. Лучше бы уж последний, как Вуди Аллен, снимал кино с признаками творческого угасания, чем таким образом освежал свою кровь.

Противоречивое впечатление оставил фильм-победитель «Черепахи умеют летать». Это сильная картина, но сильная во многом за счет запрещенных приемов. Режиссер -- иранский курд Бахман Жобади -- снял это кино в лагере беженцев на границе Ирака и Турции в канун американского вторжения и свержения режима Саддама Хусейна. Герои -- дети, подорвавшиеся на минах, многие -- без рук, без ног или слепые, причем никакой имитации -- все настоящее: и слепота, и уродство. На этом фоне с надрывом разыграна история девочки, изнасилованной оккупантами и родившей нежеланного ребенка. Смотреть на это было бы совсем невозможно, если бы режиссер не разбавлял трагедию юмором. Забавно наблюдать, как мальчишка -- эдакий Саддам в миниатюре -- успешно манипулирует ордой сверстников и даже взрослыми, как он устанавливает спутниковую тарелку, чтобы первым узнать о начале американских бомбардировок.

Возможно, шокового эффекта добивался и итальянский режиссер Давид Греко, поставивший фильм «Эвиленко» (от слова evil -- зло) по мотивам уголовного дела небезывестного Чикатило. Но образ «монстра ХХ века» в исполнении Малкольма Макдауэла выглядит отвлеченно и меркнет на фоне более актуальных ужасов. К сожалению, это был единственный фильм фестиваля, напоминавший о существовании «империи зла», как еще не так давно называли Россию и Советский Союз. Между тем именно в те годы, когда и франкистскую Испанию трудно было отнести к оазисам добра и гуманизма, традицией Сан-Себастьяна было участие советских фильмов, и не просто участие, но и их убедительные победы. Теперь традицией можно назвать скорее блистательное отсутствие российского кино.
Елена ПЛАХОВА, Сан-Себастьян
//  читайте тему  //  Кино


  КУЛЬТУРА  
  • //  27.09.2004
Новый фильм М. Найта Шьямалана на московских экранах
Сына Августа Николсона хоронили осенью 1897 года. Во всяком случае именно эта дата будет отныне украшать его надгробие на маленьком погосте поселения Ковингтон, со всех сторон окруженного непроходимыми пенсильванскими лесами... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  27.09.2004
Ник Кейв выступил в Театре оперетты
Знаменитый австралийский авангардист, он же мировая поп-звезда и он же выдающийся мелодист и лирик наших дней, выступал в Москве аж два дня. На такой подарок, кажется, никто из столичных меломанов не рассчитывал... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  27.09.2004
Александр Миридонов
Издательство «Время» выпустило книгу сказок
В изысканных интерьерах «Бухаров. Кафе. Премиум» прошла презентация книги, вышедшей в издательстве «Время». Книга называется «Зеркальные сказки», рассказала их Нина Тараян... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  27.09.2004
В Сан-Себастьяне завершился 52-й Международный кинофестиваль
Наряду с разочарованиями этот фестиваль принес и открытия, поставив при этом нуждающиеся в обсуждении вопросы. Прежде всего это касается ирано-иракского фильма «Черепахи умеют летать», награжденного главным призом «Золотая раковина»... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  27.09.2004
AP
Умерла Франсуаза Саган
Она никогда не дорожила жизнью. Выжимала не меньше 200 из любимого «Ягуара». В 22 впервые попала в аварию. Любила вино, сигары и наркотики. Три раза проваливалась в кому. Обожала роскошь и богатство. Проигрывала за рулеткой миллионы... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ