N°174
24 сентября 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  24.09.2004
Уклонисты
Список запрещенных налоговых схем формируется без участия чиновников

версия для печати
Не дожидаясь, пока власть законодательно определит критерии, отделяющие законную минимизацию налогов от незаконной (Минфин обещает представить доклад об этом на следующей неделе), бизнес самостоятельно пытается выяснять законность своего «схемообразования». Делать это приходится буквально методом тыка: инициируя разбор схемы в суде еще до того, как к ней предъявили претензии фискалы. По мнению участников конференции «Налоговая оптимизация: пределы допустимого и возможного», это сейчас единственный способ подстраховаться от возможных нападок фискалов в будущем.

Законодательство любой страны сегодня признает право предприятия или гражданина оптимизировать свои налоги. Однако на практике к уголовной ответственности сегодня может быть привлечен любой предприниматель, так или иначе оптимизирующий налоги.

Российские законы дырявы не только для предпринимателей, ищущих в законах лазейки, позволяющие хитроумно избегать налоговой ответственности. Такие же дыры ищут сейчас в законах и силовые структуры, вопреки презумпции невиновности взяв на вооружение принцип «запрещено все, что прямо не разрешено».

Как говорят западные аналитики, такое состояние вполне свойственно странам с переходной экономикой, где к тому же относительно недавно радикально было переписано налоговое, гражданско-процессуальное и уголовное законодательство. Российские законодатели постепенно стирают белые пятна, ликвидируя разночтения в Налоговом кодексе. Однако процесс идет очень медленно. Идея одним махом создать перечень незаконных схем минимизации налогов уже несколько лет не дает покоя многим ведомствам, так или иначе ответственным за казенные деньги. Это пытались сделать Минфин и МНС (ныне Федеральная налоговая служба), Счетная палата и налоговая полиция, ныне переданная в ведение МВД, Конституционный и Высший арбитражный суды. Но ни у кого пока не вышло.

Закон четко признает нарушением как уклонение от уплаты налогов, так и предоставление заведомо ложных сведений о своих налоговых обязанностях. Однако нормы закона не определяют, с какого момента начинается уклонение: с момента ли появления объекта налогообложения, со дня, когда закон требует подать отчетность, или же с даты, когда налог должен быть внесен в бюджет. Как правило, следственные органы считают, что обязанность уплатить налоги начинается с момента «осознания» налогоплательщиком факта, что у него возник некий объект налогообложения. Фактически уклонистом можно признать человека, купившего недвижимость вчера, но не заплатившего налоги сегодня.

Много лет адвокаты, налоговики и плательщики спорят в судах о моменте возникновения налоговой ответственности. Но так как за несколько лет законодательно этот вопрос так и не был прояснен, запас теоретизирования оказался исчерпан. А споры о минимизации вновь вернулись в плоскость создания трафаретов законных сделок.

Чиновники Минфина стали заявлять, что если у сделки нет иного экономического содержания, кроме как уменьшить налоги, это и есть уклонение. «Экономсиловики» в лице Федеральной службы по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями МВД вооружились простейшим индикатором: если нарушены нормы законы -- это уклонение, если нет -- то оптимизация. Делая вид, что вообще не понимают, почему возникают столь «странные» вопросы о законности-незаконности уклонения. Следственные органы привлекают налогоплательщика к ответственности даже не по статье, а по «совокупности» признаков, якобы доказывающих преступный замысел. Если же сделка, по мнению следствия, не имеет «экономического смысла», для обвиняемого доказать отсутствие преступного умысла вообще становится делом безнадежным.

Единственным спасением от малопредсказуемого поведения силовых структур и фискалов стало сейчас превентивное обращение налогоплательщиков в суды с исками о признании той или иной схемы законной. Это ставит с ног на голову отношения бизнеса с фискалами (именно последние должны в суде доказывать незаконность схемы, а не плательщики обороняться), но именно так понимается сейчас многими крупными предприятиями адекватное нынешней ситуации налоговое планирование.

По словам партнера международной ассоциации адвокатов «Хаарман Хеммельрат» Вильхельма Хаарманна, «в странах ЕС налоговая система более сложна, чем в России, однако инвестирующим в вашу Россию мы всегда советуем закладывать на налоговые риски больше, чем получается при чисто арифметических подсчетах налоговой нагрузки». С ним согласна глава аудиторского бюро «Мосинвестпроект» Марина Михайлова: «Выборочность применения налоговых законов и громкие процессы повысили рискованность налоговой оптимизации, поэтому компании готовы выкладывать колоссальные деньги на судебные процессы, судебным решением пытаясь закрыть для себя брешь в законодательстве». Правда, решения арбитражных судов не носят прецедентного характера. Иначе составление списка «преступной минимизации» в исполнении Минфина значительно упростилось бы.
Ирина СКЛЯРОВА


  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  24.09.2004
Половина россиян не поддерживает намерение назначать губернаторов
Первая попытка социологического замера отношения россиян к предложенным президентом России 13 сентября политическим реформам принесла неожиданные результаты... >>
  • //  24.09.2004
Россия объявила бывшего вице-премьера Украины в международный розыск
Бывший вице-премьер Украины Юлия Тимошенко объявлена в международный розыск. Такое решение было принято вчера Главной военной прокуратурой России (ГВП) в связи с тем, что во вторник она не явилась на допрос... >>
  • //  24.09.2004
Роман Мухаметжанов
За назначение губернаторов Кремлю, возможно, придется заплатить выборностью сенаторов
Реализация инициативы Владимира Путина выбирать глав регионов по представлению президента может повлечь за собой дальнейшее изменение структуры государственной власти. Одно из следствий этой реформы -- становящееся абсолютно бессмысленным существование Совета Федерации в его нынешнем виде... >>
  • //  24.09.2004
У Москвы с Пекином может появиться единое экономическое пространство
Российский премьер Михаил Фрадков вчера продолжил своеобразный интеграционный штурм. Складывается впечатление, что последние две недели он только тем и занимается, что укрепляет отношения с соседями, причем не в двустороннем, а в многостороннем формате... >>
  • //  24.09.2004
Когда в 1987 году начались дискуссии о демократизации российского общества, никто себе не мог представить, каким оно станет двадцать лет спустя... >>
  • //  24.09.2004
В правительстве России появились сторонники Киотских соглашений
В долгих и трудных спорах о целесообразности подписания Россией Киотского протокола наступил новый поворот. Ранее все шло к тому, что протокол подписан не будет, хотя обнародование официального решения раз за разом переносилось... >>
  • //  24.09.2004
Список запрещенных налоговых схем формируется без участия чиновников
Не дожидаясь, пока власть законодательно определит критерии, отделяющие законную минимизацию налогов от незаконной, бизнес самостоятельно пытается выяснять законность своего «схемообразования»... >>
  • //  24.09.2004
Президент принял доклад главы Федеральной таможенной службы Александра Жерихова о ситуации на границах России... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика