N°153
26 августа 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 ОЛИМПИАДА
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  26.08.2004
Не сжижать, а сжимать
Норвежцы продают новую технологию транспортировки газа

версия для печати
Две норвежские компании Statoil и Leif Hoegh & Co, а также канадская Teekay Shipping совместно разработали и выставили на продажу новую технологию транспортировки газа морем. Они предлагают не сжижать, а сжимать газ и перевозить его под высоким давлением в трубах большого диаметра, размещенных горизонтально на специальных морских судах. Разработчики считают, что новый способ может быть эффективен при транспортировке газа с небольших и затратных шельфовых месторождений на средние расстояния. Российским нефтяникам, не имеющим права самостоятельного экспорта, эта инновация не очень интересна. А экспортер-монополист «Газпром» пока намерен сделать ставку на сжиженный природный газ.

Три норвежские компании на паритетных началах уже создали совместное предприятие Compressed Energy Technology (CETech), которое занимается продвижением технологии на рынке и уже продало несколько патентов для решения ряда технических вопросов. Сделать технологию сжатия газа рентабельной удалось совсем недавно, в то время как на уровне идеи она существует довольно давно. Эта концепция получила свое развитие на основе технических решений по доставке газа с морских месторождений на терминалы, которые разрабатывались с 2002 года Statoil совместно с компанией Det Norske Veritas. Как сообщает пресс-служба Statoil, максимальная масса перевозимого таким способом газа может достигать всего лишь 20 тыс. тонн, что в 10 раз меньше грузоподъемности танкеров для перевозки сжиженного природного газа.

Тем не менее, по мнению руководства CETech, в краткосрочной перспективе наиболее целесообразным будет применение данной технологии на нефтяных месторождениях, где добывается незначительное количество попутного газа, который можно будет хранить и накапливать за счет сжатия. Суда для перевозки сжатого газа будут нужны для газовых проектов, которые в настоящее время считаются нерентабельными из-за географического расположения месторождений или их малой производительности. При этом необходимо учитывать тот факт, что для сжатия газа необходимо меньше энергии, чем для сжижения. Для более крупных проектов, таких как Штокмановское газоконденсатное месторождения в Баренцевом море, технология «газ-в-жидкость» предпочтительнее.

Официальный представитель «Газпрома» заявил «Времени новостей», что в концерне знают о новой разработке, но пока не думают о ее применении в своих проектах. «Для нас сжатие газа не такая интересная технология, как сжижение», -- говорит он. Эта позиция объясняется тем, что перед российским газовым монополистом стоит задача в кратчайшие сроки внедриться на рынок сжиженного газа. Для этого до конца года ему предстоит договориться с потенциальными партнерами о принципах сотрудничества на Штокмановском месторождении. Причем приоритет будет явно отдан американским компаниям, которые готовы поделиться с «Газпромом» не только технологиями производства СПГ, но и американским рынком (принципиальные договоренности о поставках российского газа в США уже достигнуты на политическом уровне).

Мелкие шельфовые месторождения явно не являются приоритетными для «Газпрома». Что касается нефтяных компаний, то они в ближайшем будущем не могут рассчитывать на получение права самостоятельного экспорта. Для внутрироссийского же использования «сжатый газ» не будет рентабельным.

Statoil ASA -- ведущая норвежская нефтегазовая компания, работающая в первую очередь на 20 месторождениях, расположенных на шельфе западного и северного побережья Норвегии. Она является одним из главных поставщиков природного газа в страны Европы. Владеет не только добывающими, но и нефтегазоперерабатывающими мощностями, в основном в Норвегии, Швеции, Ирландии, Польше, Прибалтике. Главным акционером (81,72% акций) является государство.
Алексей ГРИВАЧ


  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  26.08.2004
Reuters
ФСФР и миноритарии ЮКОСа обменялись мнениями
Федеральная служба по финансовым рынкам представила альтернативный вариант развития событий вокруг ЮКОСа. Позавчера заместители главы службы Владимир Гусаков и Владислав Стрельцов встретились с руководителями компаний Prosperity Capital Management, BP Capital Group и Atria Capital, представляющих комитет миноритарных акционеров нефтяной компании... >>
//  читайте тему:  Дело ЮКОСа
  • //  26.08.2004
Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко вчера отправился в Китай, чтобы убедить власти этой страны в бесперебойности поставок нефти ЮКОСа... >>
//  читайте тему:  Дело ЮКОСа
  • //  26.08.2004
Флагманы отечественного автопрома представили «реальные машины»
Несмотря на отсутствие именитых мировых автоконцернов, на открывшейся вчера Московской международной автомобильной выставке "Мотор-Шоу 2004" было довольно тесно. Всю площадь экспоцентра до отказа заставили непривычно поблескивающими грузовиками и автобусами отечественного производства... >>
  • //  26.08.2004
Компания «Мобильные телесистемы» (МТС) представила свои услуги в области мобильного позиционирования. Это в первую очередь слежение и дистанционное управление автомобилем при помощи сотового телефона. «Би Лайн» и «Мегафон» уже предоставляют подобную услугу, но в МТС надеются обогнать конкурентов... >>
  • //  26.08.2004
Компания Sophos, занимающаяся разработкой программ для борьбы с вирусами и нежелательной рекламной корреспонденцией (спамом), опубликовала свой отчет о распространении спама в мире... >>
  • //  26.08.2004
Центробанк собирается обанкротить «Диалог-Оптим»
Банк России, как вчера стало известно, подал в Московский арбитражный суд иск о признании банкротом банка «Диалог-Оптим». Дата рассмотрения заявления Центробанка, поступившего 24 августа, пока не назначена... >>
//  читайте тему:  Банковский кризис
  • //  26.08.2004
Норвежцы продают новую технологию транспортировки газа
Две норвежские компании Statoil и Leif Hoegh & Co, а также канадская Teekay Shipping совместно разработали и выставили на продажу новую технологию транспортировки газа морем... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ