N°123
15 июля 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  15.07.2004
Классическая "Мелодия"
В этом году главная советская звукозаписывающая фирма отмечает 40 лет

версия для печати
Юбилейный год звукозаписывающая фирма «Мелодия», в течение долгого времени почти не подававшая признаков жизни, отмечает заметной активностью и несколькими респектабельными проектами, среди которых запуск полного собрания записей Марии Юдиной, все квартеты Шостаковича и Бетховена в исполнении Квартета им. Бетховена, симфонии Малера с дирижером Кириллом Кондрашиным, запуск серии «Мастера Большого театра», литературного цикла с Михаилом Козаковым, собраний Мясковского и Прокофьева (в этом году выходят три балета, все симфонии и фортепианные концерты). Соревнуясь на развивающемся российском рынке с многочисленными пиратскими компаниями, немногочисленными независимыми фирмами и западными мэйджорами, «Мелодия» вышла в лидеры по выпуску и продаже легальных записей, сделанных при советской власти. Циркулируют слухи, что за ней может быть закреплено монопольное право на издание всех записей, сделанных в Советском Союзе за государственный счет до 1991 года. Впрочем, сама «Мелодия» эти слухи не подтверждает и не опровергает. О новой жизни «Мелодии», ее репертуарной стратегии, целях и амбициях обозревателю газеты «Время новостей» Юлии БЕДЕРОВОЙ рассказал директор по артистам и репертуару фирмы Алексей ТРИФОНОВ.

-- Фирма «Мелодия» образовалась в 1964 году на базе Всесоюзной студии грамзаписи и просуществовала в неизменном виде до 1991 года. За это время было издано 49 тысяч наименований. После 1991 года было решено издавать по минимуму. Выходили записи Светланова, Рихтера, Плетнева -- вот и все почти. Между тем к 1991 году компания входила в шестерку самых крупных мировых звукозаписывающих фирм. Тогда был заключен контракт с BMG, по которому этой фирме передавались все права на мировую дистрибуцию и лицензии на фонограммные права. Обернулось это тем, что «Мелодия» не могла контролировать выпуск и продажу продукции. Фонограммы издавались не в лучшем виде и даже пропадали. Осенью 2003 года в Министерстве имущественных отношений был проведен конкурс на замещение должности генерального директора, который выиграл экономист Кирилл Баширов. Новый гендиректор набрал новую команду, на свои места вернулись уникальные реставраторы, ушедшие из фирмы в 90-е годы, и «Мелодия» опять заработала.

-- В каком состоянии вы получили «Мелодию», какие поставили цели?

-- Мы провели инвентаризацию, и оказалось, что пропало не так много -- около 3% фонограмм, хотя в количественном отношении это прилично. Всего мы сейчас имеем больше 500 тысяч часов записей, две трети из которых -- классическая музыка. Мы расторгли контракт с BMG, наладили собственную мировую дистрибуцию (в каждой стране у нас разные дистрибьюторы, которые уже не могут диктовать нам, что выпускать, а что нет). Наша цель -- издавать продукцию, конкурентоспособную по качеству и ценам. В России оптовая цена диска составляет примерно сто рублей. Любой студент может это себе позволить. На Западе, конечно, подороже, и никакого демпинга не происходит. Надо учитывать, что бум 90-х, когда продавались любые записи любыми тиражами, уже закончился. Происходит удешевление продукции.

-- Какова репертуарная стратегия, с помощью которой вы собираетесь выигрывать конкуренцию на рынках?

-- В основе -- богатейшее наследие, записи, сделанные в Советском Союзе в 30--80-е годы, которыми мы располагаем. У нас выходят серии великих российских исполнителей (Юдина, Рихтер, Мравинский, планируется Шафран, запущены серии Кирилла Кондрашина и Давида Ойстраха), композиторские серии (Прокофьев, Мясковский, Шостакович, в следующем году к юбилею Свиридова планируется выход собрания записей его музыки). Запланированы серии гастролей различных мировых звезд (есть записи Булеза, Дель Монако и других), мы возобновляем серию «На концертах выдающихся мастеров», будем выпускать лучшие оперные и балетные записи Большого и Мариинского театров. Продукция «Мелодии» всегда была хорошо отреставрирована и хорошо звучала, но проигрывала по внешнему виду. Теперь по сравнению даже с прошлым годом у нас значительно выросло качество оформления дисков. Они издаются на уровне мировых релизов, с буклетами на нескольких языках.

-- Вы используете только архив или делаете новые записи?

-- Последняя новая запись старой «Мелодии» была сделана в 1991 году. Мы возобновляем эту деятельность. Уже записывается Михаил Лидский (все фортепианные сонаты Мясковского), ведем переговоры с интересными музыкантами, в том числе с Андреем Гавриловым.

-- Видимо, приходится работать только с теми, кто не связан эксклюзивными контрактами с другими компаниями?

-- Верно, но среди них есть множество замечательных исполнителей, а перекупать тех, у кого дорогостоящие контракты, мы пока не можем. «Мелодия» -- это федеральное государственное унитарное предприятие, деятельность которого не финансируется. Государство передало нам в пользование фонотеку, здание и оборудование (которое, впрочем, устарело и его пришлось менять). То, что мы зарабатываем, мы тратим на налоги, зарплату и собственно работу фирмы. Студийные записи больших оркестров и опер для нас слишком дороги. Сложности с исполнителями, записи которых у нас имеются, возникают самые неожиданные -- часто бывает, что человека невозможно найти (мы не можем найти Игоря Давидовича Ойстраха, не можем связаться с Ростроповичем, координаты которого есть, но сам он неуловим, а ведь мы могли бы сейчас издать «виолончельного» Ростроповича лучшего периода его сольного творчества, западные компании выпускают сейчас в основном его дирижерские записи). Часто не сами исполнители, а их наследники требуют гонораров, какие не платят даже западные компании. Мы не можем себе этого позволить. Мы платим определенный процент от прибыли, это принятая во всем мире практика. Общеевропейскую планку в 4--7% мы выдерживаем, что вполне устраивает западных звезд, но не всегда устраивает российских. Если же мы не выпустим записи того или иного великого российского исполнителя из-за запросов его наследников, то это сделают пираты или клоны вроде компании с лейблом Western Melody, с которой мы сейчас будем судиться, ведь наш бренд хорошо известен и в России, и за рубежом. Нам для этого надо нанимать дорогостоящих американских адвокатов. Поэтому мы просим у государства не финансирования, а юридической помощи в защите наших прав.

-- Какова общая идеология компании?

-- Мы хотим быть крупнейшей российской легальной фирмой звукозаписи, сохранить для общественного доступа уникальное наследие и сделать классику модной среди образованной молодежи, как когда-то была сделана модной новая академическая музыка в Европе.

-- У вас большие амбиции. Как всего этого добиться?

-- Есть проект выпуска 150 дисков для общеобразовательных школ, который мы запустим, если получим деньги от Министерства образования. Иногда говорят, что каждый человек должен слушать классическую музыку. На самом деле каждый человек должен иметь возможность получить информацию, владея которой он может сделать собственный выбор -- любить ему классику или нет. Мы сотрудничаем со СМИ, в том числе подростковыми, тинейджерскими. На стадии подготовки находится совместный проект с радиостанцией «Голос России» при поддержке Министерства иностранных дел -- это еженедельная передача о классике, которая будет транслироваться на 30 языках более чем на сто стран мира. В идеале тут еще нужна заинтересованность государства -- вроде Госсовета по спорту.

-- А в каком состоянии сейчас архив «Мелодии»?

-- Теперь он в порядке, условия его хранения соответствуют европейским стандартам. А вот архивы Гостелерадио (раньше собрания «Мелодии» и Гостелерадио де-факто были единым фондом) и архивы местных радиостанций и консерваторий находятся в плачевном состоянии. Недавно, например, в Нижнем Новгороде осыпалась единственная дирижерская запись Шостаковича. А то, что еще не осыпалось, не реставрируется. Нужно создать ситуацию, при которой аудионаследие будет в надежных руках, качественно храниться и правильно использоваться. Тогда новым компаниям придется вкладывать деньги в новые записи и поиск новых исполнителей.

-- То есть вы хотите монополизировать рынок наследства, а рыхлить новые земли предоставите другим?

-- Не совсем, старых записей нам хватит, по нашим оценкам, лет на 5--10. Так что и мы начинаем искать новых исполнителей. Должна возникнуть нормальная конкурентная ситуация на рынке. А украсть старую советскую запись и некачественно ее выпустить -- это не конкуренция.
Беседовала Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка


  КУЛЬТУРА  
  • //  15.07.2004
В Москве вышел фильм Патриса Леконта «Откровенное признание»
Камерное кино -- любовная история, участники которой до того тонко чувствуют, что на уровне сюжета и не расскажешь, а для передачи этих почти призрачных и трудноуловимых отношений нужен весь профессиональный арсенал постановщика, умело направляющего взгляд-камеру, -- это французский специалитет, меню для гурмана, заранее знающего, чем он будет наслаждаться... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  15.07.2004
В этом году главная советская звукозаписывающая фирма отмечает 40 лет
Юбилейный год звукозаписывающая фирма «Мелодия», в течение долгого времени почти не подававшая признаков жизни, отмечает заметной активностью и несколькими респектабельными проектами... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  15.07.2004
Новые книги. >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  15.07.2004
Сегодня исполнилось 100 лет со дня рождения Владимира Бурмейстера
Владимир Бурмейстер родился в Витебске, учился в Москве (в Московском театральном техникуме имени Луначарского), работал в Москве, в Москве в 1971-м и умер. Он сделал для московского балета невероятно много -- собственно, благодаря ему в столице есть второй балетный театр, с полным правом танцующий классику... >>
//  читайте тему:  Танец
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ