N°108
24 июня 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  24.06.2004
Тоже люди
Ненависть к богатым в России уменьшается

версия для печати
В России в разгаре антиолигархическая кампания. Стартовала она, как водится, по инициативе сверху -- от широких кругов политической элиты. Но при этом по умолчанию предполагалось, что население эту кампанию уж точно поддерживает и одобряет. Но оказывается, люди не так уж плохо относятся к олигархам. Точнее, не так плохо, как принято считать.

Всю мощь народной ненависти к богатым принимают на себя отдельные личности типа Анатолия Чубайса или Бориса Березовского, но предпринимательство как класс уже не вызывает стойкого отторжения у народных масс. Как показало презентованное вчера исследование Института комплексных социальных исследований Российской академии наук «Экономическая элита России в зеркале общественного мнения», чиновники вообще и некомпетентное руководство федеральных органов власти воспринимаются народом как большее зло. Олигархи занимают лишь третье место в списке «помех для выхода России из кризиса». А «экономическая элита страны в целом» -- так и вовсе на десятом месте. Правда, каждый третий россиянин полагает, что элита меняется в худшую сторону, и лишь каждый шестой -- что в лучшую.

При этом за четыре с небольшим года в сознании людей произошел настоящий переворот в отношении к элите в целом. Если элита ельцинских времен была признана людьми самой ужасной начиная с дореволюционных времен, то путинская элита, наоборот, самая энергичная и профессиональная за сто лет. Правда, по готовности нарушать закон ради денег она идет сразу после бизнес-элиты.

Как считает президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов, мнение россиян мало отличается от того, что думают люди в развитых странах. «Капиталист» -- везде ругательное слово», -- пояснил он. На его взгляд, наши люди на самом деле прямо-таки идеализируют современных предпринимателей. Так, опросы показывают, что 77% населения полагают, что элита заинтересована «в переводе своих капиталов за рубеж», 75,5% -- «в постоянном увеличении своего богатства, невзирая на низкий уровень жизни работников собственных предприятий». Но при этом все-таки целых 40,5% уверены, что предприниматели думают «о повышении и своего благосостояния, и уровня жизни населения в целом». Так что рейтинг доверия достаточно высок. Почти для половины населения страны олигарх не враг, а наоборот, друг, товарищ и брат. К тому же россияне готовы доверить предпринимателям власть. На вопрос, кого вы хотите видеть губернатором, самым популярным ответом было -- образованного человека, а на втором месте -- предпринимателя.

Крупный бизнес на презентации доклада был представлен исполнительным секретарем Российского союза промышленников и предпринимателей Игорем Юргенсом. По его убеждению, светлый образ бизнесмена демонизируется определенными кругами. Знающие люди, поделился он, предупреждали в начале 2003 года, что другого актуального лозунга, кроме как «бей олигархов», власть для предвыборной кампании придумать не смогла. Впрочем, с тем, что бизнесменам надо поработать над имиджем, он не спорил.

В докладе содержатся и конкретные пожелания. Так, несмотря на все попытки крупного бизнеса объяснить, что социальная ответственность означает развитие своего бизнеса и уплату налогов, основная масса опрошенных ждет от предпринимателей активных действий. Причем совсем не тех, что предлагает им бизнес. Как выразился г-н Юргенс, «яйца Фаберже достигают не того результата». Приоритеты населения -- создание новых рабочих мест, борьба с беспризорностью и помощь инвалидам.

От себя автор доклада доктор философских наук Михаил Горшков попенял бизнесу на недостаточную активность. «Почему у нас крупные задачи ставит только президент, -- поинтересовался он. -- Разве бизнес не мог сам сформулировать, например, задачу по кардинальному сокращению бедности?».

Впрочем, несмотря на явное наличие положительных тенденций, исследование показывает, что единственный шаг, который отделяет ненависть от любви, обществом еще не сделан. И бизнесу, если он намерен всерьез улучшать свой имидж, стоит присмотреться к полученным результатам. Тем более люди щедро поделились советами, что предпринимателям следует делать, чтобы стать в глазах общества «белыми и пушистыми». А там, глядишь, и вслед за своим народом их полюбит и власть.
Вера СИТНИНА


  ОБЩЕСТВО  
  • //  24.06.2004
Ненависть к богатым в России уменьшается
В России в разгаре антиолигархическая кампания. Стартовала она, как водится, по инициативе сверху -- от широких кругов политической элиты. Но при этом по умолчанию предполагалось, что население эту кампанию уж точно поддерживает и одобряет. Но оказывается, люди не так уж плохо относятся к олигархам... >>
  • //  24.06.2004
Но об этом приказано молчать
Первые признаки чумы в Туркмении месяц назад обнаружили западные специалисты, работающие в рамках оказания технической помощи вблизи узбеко-туркменской границы в районе плато Капланкыр. Как указывают информированные источники газеты «Время новостей» (см. номер от 23 июня), в Северных Каракумах было замечено множество дохлых грызунов и даже верблюдов... >>
  • //  24.06.2004
В ночь на вторник в Сочи произошло серьезное боестолкновение между враждующими криминальными группировками. В УВД курорта информацию об этом инциденте засекретили, хотя сам факт стычки не отрицают... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика