N°108
24 июня 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  24.06.2004
Некоммерческое государство
версия для печати
Возможно ли предложить альтернативную стратегию реформирования государственного устройства, которая не содержала бы пороков «хозрасчетного подхода»? На мой взгляд, можно.

В целом этот подход можно охарактеризовать как концепцию силового, властного, непроизводственного, некоммерческого государства. Суть ее состоит в том, что государство должно выполнять только функции, связанные с применением законного, легитимного принуждения (насилия) и не должно заниматься производством товаров и услуг. Соответственно, государство должно владеть только той собственностью, которая используется для потребления (потребляется в процессе функционирования государства), и не должно владеть производственной собственностью.

Все производство товаров и услуг должно осуществляться в негосударственном (частном) секторе. Все вопросы воздействия государства на производственный сектор осуществляются путем применения власти: принятия законов и других нормативных правовых актов, принятия и исполнения судебных решений, надзора и контроля.

Даже в таких сферах, как военное производство и инфраструктура двойного назначения, государству не следует владеть и управлять производственными предприятиями. Та степень контроля, которая действительно может потребоваться государству для осуществления своих базовых функций, более эффективно может быть достигнута путем принятия норм (стандартов) мобилизационной готовности, надзора (контроля за исполнением норм) и реквизиции (изъятия частной собственности для государственных нужд в случае военного положения, чрезвычайных ситуаций и других подобных обстоятельств). Обеспечение требуемой степени секретности и мобилизационной готовности также осуществляется регулированием и надзором. Надо учитывать, что в то же время сами механизмы реализация права собственности и управления государственным имуществом медлительны и громоздки и не могут быть эффективно использованы для осуществления государственных (т.е. силовых) функций, в особенности таких, как поддержание правопорядка и внешней безопасности.

Тем более это относится к сфере образования, здравоохранения и культуры. Здесь государство должно вводить стандарты обслуживания и обеспечивать их исполнение силой принуждения. Само же оказание услуг должно осуществляться независимыми производителями по рыночным ценам.

С другой стороны, в сфере собственно государственных, т.е. властных функций административная реформа должна заключаться в подробной и тщательной разработке всех административных и юридических процедур, так как по самой своей природе эти сферы деятельности требуют тщательной формализации. В то же время здесь должен быть введен запрет на какую-либо производственную, коммерческую или квазикоммерческую деятельность органов государственной власти и силовых структур.

Разумеется, это лишь самые общие принципы. Их реализация требует подробной проработки конкретных мер, и все это не изложишь в рамках одной публицистической статьи. Тем не менее именно такой подход приведет к действительному укреплению государства, развитию сферы социальных услуг и позволит избежать ловушек «хозрасчета».

Юрий КУЗНЕЦОВ, консультант Центра фискальной политики
//  читайте тему  //  Административная реформа


  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  24.06.2004
Роман Мухаметжанов
"Время новостей" предлагает вниманию читателей материалы очередного номера журнала «Отечественные записки», который посвящен административной реформе. Она относится к числу основных структурных реформ, и ее реализация во многом определяет дальнейшую судьбу других реформационных начинаний современной России... >>
//  читайте тему:  Административная реформа
  • //  24.06.2004
Под «русским порядком» обычно понимают сильное государство, которое управляется авторитарными методами и предельно стесняет общество. Но если вдуматься, такой порядок подразумевает как раз слабость государства -- этой невыносимой слабостью он пропитан и одухотворен... >>
  • //  24.06.2004
Смысл всякой административной реформы состоит в повышении эффективности управления. Однако эта эффективность достигается различными средствами в демократических и антидемократических режимах, федеративных и унитарных государствах, стабильных гражданских обществах и тех, которые находятся в процессе формирования и модернизации... >>
//  читайте тему:  Административная реформа
  • //  24.06.2004
Под «русским порядком» обычно понимают сильное государство, которое управляется авторитарными методами и предельно стесняет общество. Но если вдуматься, такой порядок подразумевает как раз слабость государства -- этой невыносимой слабостью он пропитан и одухотворен... >>
//  читайте тему:  Административная реформа
  • //  24.06.2004
В целом произошедшие изменения в системе исполнительной власти закладывают базу качественного изменения содержания административной реформы. Так, если раньше в ходе нее решались уникально российские задачи переходного периода, то теперь во все большей степени встает та же задача... >>
//  читайте тему:  Административная реформа
  • //  24.06.2004
Возможно ли предложить альтернативную стратегию реформирования государственного устройства, которая не содержала бы пороков «хозрасчетного подхода»? На мой взгляд, можно... >>
//  читайте тему:  Административная реформа
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика