N°6
16 января 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  16.01.2003
Малевич в законе
Завтра в Берлине открывается сенсационная выставка

версия для печати
В берлинском отделении Фонда Соломона Р. Гуггенхайма 17 января откроется экспозиция «Казимир Малевич. Супрематизм». Выставка во всех смыслах занятна. Начнем с того, что это первый проект, посвященный исключительно супрематическому периоду художественной карьеры гуру мирового авангарда. Напомним, супрематизмом Малевич именовал изобретенный им «новый живописный реализм», предполагавший «постройку форм из ничего», форм, «найденных Интуитивным Разумом». Сегодня такой «реализм» называется «абстракцией», ее законы одновременно с Малевичем постигали признанные великими Пит Мондриан и Василий Кандинский.

Во-вторых, важен выбор европейской столицы. Именно в Берлине в 1927 году была проведена единственная (если не считать «варшавской», устроенной по пути) прижизненная монографическая (и, что немаловажно, именно супрематическая) выставка работ Малевича за рубежом. История с той давней выставкой очень драматичная. Малевич вывез в Берлин 70 картин. Вернуть их обратно в Россию не успел: срочно получил из Ленинграда письмо с приказом прибыть в СССР. Все картины остались на хранении у немецких друзей Малевича. Во время гитлеровской кампании против «дегенеративного» искусства коллекция не пострадала. Однако при бомбардировках Берлина погибли самые большие полотна. Остальные еще до войны были переправлены в Баварию и Ганноверский музей. В оный музей попала 21 работа: картины, гуаши, рисунки. Там их обнаружил директор Музея современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке Альфред Барр, собиравший по Европе абстракцию для новой выставки 1936 года. После встречи с «супрематическим» Северином Казимировичем у Барра от радости в зобу дыханье сперло. Под предлогом спасения он немедленно вывез произведения Малевича в нью-йоркский МоМА, где эти работы стали основой самой крупной зарубежной коллекции художника.

Можно догадаться, что первая берлинская выставка -- это первая глава неоконченного до нынешней поры детективного романа, действие которого проходит на больших и малых дорогах европейской цивилизации, в интерьерах аукционных домов, таможенных службах аэропортов, квартирах коллекционеров и депозитариях галерей. Уже в середине 90-х немецкий адвокат К. Туссэн нашел наследников Малевича (числом 31) и от их имени оспорил законность обладания полотнами мастера нью-йоркским музеем. МоМА выплатил наследникам 5 млн долларов и возвратил одну картину.

Малевич и криминал -- увы, сегодня эти слова произносят вместе чаще, чем даже «Малевич и супрематизм». Кажется, что куратор нынешней второй берлинской выставки Мэтью Дратт (хранитель хьюстонской Menil Collection) хочет положить конец разборкам с большой европейской дороги. Он рискнул соединить в одном пространстве вещи с безупречной репутацией из российских музеев (в частности, из Третьяковской галереи) с теми «малевичами», коих до недавней поры из соображений законности выставлять было нежелательно. Речь идет не только о работах из американских музеев. Сенсацией стало первое на Западе представление работ из коллекции младшего современника и друга Малевича историка русской культуры и литературы Николая Харджиева (1903--1996). Последние главы истории его собрания совсем темны, таинственны, полны неразгаданных загадок и опасных тайн. Уже с 70-х ХХ века годов харджиевские «малевичи» стали основными героями западного антикварного рынка. В 1977 году, получив приглашение на конференцию в Стокгольм, Харджиев принимает решение остаться в Европе и переправляет в Стокгольм несколько полотен Малевича для обеспечения своей жизни за границей. Однако в визе самому ученому было отказано. Картины же стали жить самостоятельной жизнью. Одна из них теперь украшает парижский Центр Помпиду.

Уехать за границу «насовсем» Харджиеву удается лишь в 1993 году. Заботу о своей коллекции он доверяет хозяйке известной в мире галереи современного искусства Кристине Бишер-Гмуржинске. С ее помощью другие работы того же Малевича покинули Россию и прибыли в Кельн. Сам Харджиев поселился в Амстердаме и передал картины «на вечное хранение» Гмуржинске за немалое вознаграждение. Ясно, что проблемы с законами начались уже с момента пересечения харджиевскими «малевичами» российской границы. Закончились ли эти проблемы по приезде всей коллекции Харджиева на Запад, вопрос деликатный. Так что рискованное соседство на новой выставке харджиевских «малевичей» с «малевичами» из Третьяковки -- смелая попытка «всех примирить, все сгладить». Легализовать. Принять. Ввести в благородное общество. Узаконить в правах.
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  16.01.2003
Юрий Башмет уже начал отмечать свой юбилей
24 января 2003 года в Большом зале Московской консерватории состоится гала-концерт в честь 50-летия Юрия Башмета. «По случайному совпадению, -- отметил юбиляр на пресс-конференции, -- концерт, посвященный моему пятидесятилетию, будет пятидесятым концертом в мою честь». Поздравить Юрия Башмета съедутся выдающиеся музыканты современности. Кроме самого Башмета и руководимого им камерного ансамбля «Солисты Москвы» в Большом зале Консерватории выступят музыканты из России, Израиля, Италии, Франции, Дании, Чехии, Германии. «И по сей день великие музыканты предлагают мне включить в свое гастрольное турне выступление в Москве 24 января», -- не без гордости заявил маэстро. Наряду с признанными исполнителями в концерте чествовать юбиляра будет и одиннадцатилетняя Юстина Аполлонская, о которой Башмет рассказал трогательную историю талантливой Золушки, при его покровительстве попавшей из провинциального городка в гнесинскую школу... >>
  • //  16.01.2003
Завтра в Берлине открывается сенсационная выставка
В берлинском отделении Фонда Соломона Р. Гуггенхайма 17 января откроется экспозиция «Казимир Малевич. Супрематизм». Выставка во всех смыслах занятна. Начнем с того, что это первый проект, посвященный исключительно супрематическому периоду художественной карьеры гуру мирового авангарда. Напомним, супрематизмом Малевич именовал изобретенный им «новый живописный реализм», предполагавший «постройку форм из ничего», форм, «найденных Интуитивным Разумом». Сегодня такой «реализм» называется «абстракцией», ее законы одновременно с Малевичем постигали признанные великими Пит Мондриан и Василий Кандинский... >>
  • //  16.01.2003
В России наконец-то издан первый сборник рассказов Евгения Попова
Услышав о том, что питерская «Амфора» выпускает (впервые, между прочим, в отечестве!) «Веселие Руси» Евгения Попова, я подумал: «Как жаль, что издана эта книга будет не в «Литературных памятниках»!» Сколько всякой разности здесь можно и нужно откомментировать. С чувством, с толком, с расстановкой подобающих акцентов. И не столько даже исчезнувшие реалии и полузабытые словечки, сколько наше -- первочитательское -- восприятие сборника шебутных рассказов, тиснутого в мутном 1981 году на далекой мичиганщине, в легендарном «Ардисе», у таинственного волшебника Карла Проффера. Вспоминая те баснословные года, Попов формулирует «простую истину»: «Писатель должен печататься. Иначе он начинает сомневаться в собственной реальности и сходит с ума». Но и читатель опять-таки должен читать не одну лишь «разрешенную литературу» -- иначе его уделом станет точно такое же выпадение из реальности... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика