N°6
16 января 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  16.01.2003
И никакой не памятник
В России наконец-то издан первый сборник рассказов Евгения Попова

версия для печати
Услышав о том, что питерская «Амфора» выпускает (впервые, между прочим, в отечестве!) «Веселие Руси» Евгения Попова, я подумал: «Как жаль, что издана эта книга будет не в «Литературных памятниках»!» Сколько всякой разности здесь можно и нужно откомментировать. С чувством, с толком, с расстановкой подобающих акцентов. И не столько даже исчезнувшие реалии и полузабытые словечки, сколько наше -- первочитательское -- восприятие сборника шебутных рассказов, тиснутого в мутном 1981 году на далекой мичиганщине, в легендарном «Ардисе», у таинственного волшебника Карла Проффера. Вспоминая те баснословные года, Попов формулирует «простую истину»: «Писатель должен печататься. Иначе он начинает сомневаться в собственной реальности и сходит с ума». Но и читатель опять-таки должен читать не одну лишь «разрешенную литературу» -- иначе его уделом станет точно такое же выпадение из реальности. Без живого сегодняшнего слова, без чувства включенности в нечто, превышающее советскую хмарь (чем и одаривает нас искусство), и впрямь крыша едет. Состояние это замечательно передано в рассказе «Кто-то был, приходил и ушел», где история страха -- не только перед гебухой! -- «прикормлено интеллигентной» московской дамочки перемежается истерикой повествователя: «У меня нет систематического гуманитарного образования. Меня не приняли в МГУ, Литинститут и ВГИК. И правильно сделали -- будь у меня систематическое гуманитарное образование, я б вам такого понаписал!..»

Когда ардисовское «Веселие Руси» загуляло по родным просторам (преимущественно -- столичным), у меня было «систематическое гуманитарное образование». Меня к тому времени в МГУ не только что приняли (правда, с приключениями), но даже оттуда с дипломом выпустили. И в аспирантуру взяли. (Были, были -- что греха таить -- в золотую брежневскую осень у нас серьезные кадровые недоработки, порасслабились хозяева.) А потом еще диссертацию защитить позволили и трудоустройству почти по специальности не препятствовали. А писать ничего (кроме предисловий и комментариев к сочинениям первой половины XIX века) я тогда не намеревался. И все равно, рассказ «Кто-то был, приходил и ушел» читался как история про меня и для меня. Больше того -- как словно бы мной и выдуманная, сочиненная, угаданная, наблюденная и т.п. И не в «московско-интеллигентской» фактуре была тут суть. Большинство поповских печальных веселух было посвящено совсем другим персонажам -- бомжам, слесарям, геологам, доморощенным гениям, скандальным старикам, ловящим копеечное счастьице девчушкам, тихим совслужащим и буйным тунеядцам, а душа пела: про меня, для меня, я все это почти написал... Какой, к чертовой матери, «я»? Я в Сибири никогда не был, к портвейну относился, мягко выражаясь, скептически, и вообще -- повторяю -- диссертацию писал. Про «литературную позицию» В.А. Соллогуба. Попов это все написал. Которого однажды в «Новом мире» опубликовали (в одном номере с повестью про Гоголя такого же -- неведомо откуда взявшегося -- Марка Харитонова). Который из «Метрополя». Который Евгений, а не Валерий. (Впрочем, рассказы Валерия Попова тоже читались со смаком. Потому как и писались соответственно.) А неважно. Я знал, что меня окликнули. По имени назвали. Что я не один. И что именно этого добивался невероятный сочинитель.

«Ну вот, -- скажет разумный читатель. -- Пошла аллилуйщина. Разве не было других изрядных авторов? Разве не пробивались в советских журналах славные вещи? Разве не стояли на полках Пушкин с Толстым да и перепечатки Мандельштама с Ходасевичем? Свет, вишь ли, у него клином на Попове сошелся! Знамо дело, завтра еще кому-нибудь осанну сбацает! Дела идут -- контора пишет». Правильно товарищ мыслит -- все так и есть. Были у нас и Пушкин (с великой пушкинистикой в придачу), и запретный, но доступный «Доктор Живаго», и Бердяев еще не расплылся в полную белибердяевщину, и «Радио Свобода», и замечательные писатели, публиковавшиеся в казенных изданиях. (Сколь многим обязан Попов Аксенову и Шукшину, было понятно и при первочтении «Веселия Руси» -- и от родства этого автор романа «Мастер Хаос» отказываться отнюдь не намерен.) Все так, но от этого новое и свободное слово ничуть не проигрывало. Ибо всякий прорыв живого писателя был чудом. Чудом, кстати, и остается. Но это, впрочем, уже другая история.

А может, и не другая. Может, и не надо упаковывать «Веселие Руси» в крокодилову кожу «Литературных памятников». Попов сам себя не раз комментировал -- всего красочнее, на мой вкус, в «Подлинной истории «Зеленых музыкантов». Правильно комментировал -- сопрягая минувшее с настоящим и усмешливо обнаруживая наряду с различиями неизменность нашей развеселой и слезной жизни. И хотя в давних рассказах весьма важна атмосфера семидесятых, сводить их к «историческому свидетельству» не стоит. И к ностальгии по собственной молодости (чему я дань уже отдал) тоже. Потому что настоящая проза, как бы ни была укоренена она в своей эпохе, со временем не стареет, а крепчает. Потому что слова, ставшие названием первого сборника Попова, изречены были в канун крещения Руси не кем-нибудь, а святым равноапостольным князем Владимиром. Потому что не утратили мы ни своей дури, ни своей сердечности, ни своей способности плакать от счастья (как гости на свадьбе в «Разоре», которым книжка открывается) либо хохотать от боли и ужаса. Потому что не перевелся покамест еще русский народ и продолжается наше веселье. Сами знаете какое. А кто не знает, пусть прочтет (перечитает) Евгения Попова. Который из «Метрополя». Который не Валерий. И не Ерофеев. И совсем никакой не памятник.
Андрей НЕМЗЕР

  КУЛЬТУРА  
  • //  16.01.2003
Юрий Башмет уже начал отмечать свой юбилей
24 января 2003 года в Большом зале Московской консерватории состоится гала-концерт в честь 50-летия Юрия Башмета. «По случайному совпадению, -- отметил юбиляр на пресс-конференции, -- концерт, посвященный моему пятидесятилетию, будет пятидесятым концертом в мою честь». Поздравить Юрия Башмета съедутся выдающиеся музыканты современности. Кроме самого Башмета и руководимого им камерного ансамбля «Солисты Москвы» в Большом зале Консерватории выступят музыканты из России, Израиля, Италии, Франции, Дании, Чехии, Германии. «И по сей день великие музыканты предлагают мне включить в свое гастрольное турне выступление в Москве 24 января», -- не без гордости заявил маэстро. Наряду с признанными исполнителями в концерте чествовать юбиляра будет и одиннадцатилетняя Юстина Аполлонская, о которой Башмет рассказал трогательную историю талантливой Золушки, при его покровительстве попавшей из провинциального городка в гнесинскую школу... >>
  • //  16.01.2003
Завтра в Берлине открывается сенсационная выставка
В берлинском отделении Фонда Соломона Р. Гуггенхайма 17 января откроется экспозиция «Казимир Малевич. Супрематизм». Выставка во всех смыслах занятна. Начнем с того, что это первый проект, посвященный исключительно супрематическому периоду художественной карьеры гуру мирового авангарда. Напомним, супрематизмом Малевич именовал изобретенный им «новый живописный реализм», предполагавший «постройку форм из ничего», форм, «найденных Интуитивным Разумом». Сегодня такой «реализм» называется «абстракцией», ее законы одновременно с Малевичем постигали признанные великими Пит Мондриан и Василий Кандинский... >>
  • //  16.01.2003
В России наконец-то издан первый сборник рассказов Евгения Попова
Услышав о том, что питерская «Амфора» выпускает (впервые, между прочим, в отечестве!) «Веселие Руси» Евгения Попова, я подумал: «Как жаль, что издана эта книга будет не в «Литературных памятниках»!» Сколько всякой разности здесь можно и нужно откомментировать. С чувством, с толком, с расстановкой подобающих акцентов. И не столько даже исчезнувшие реалии и полузабытые словечки, сколько наше -- первочитательское -- восприятие сборника шебутных рассказов, тиснутого в мутном 1981 году на далекой мичиганщине, в легендарном «Ардисе», у таинственного волшебника Карла Проффера. Вспоминая те баснословные года, Попов формулирует «простую истину»: «Писатель должен печататься. Иначе он начинает сомневаться в собственной реальности и сходит с ума». Но и читатель опять-таки должен читать не одну лишь «разрешенную литературу» -- иначе его уделом станет точно такое же выпадение из реальности... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика