N°56
31 марта 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ИРАКСКИЙ КРИЗИС
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  • //  31.03.2003
В слезах и без пафоса
Москва ждет спектакли «Золотой маски», уже прошедшие в Петербурге

версия для печати
Пока москвичи еще только завистливо прислушиваются к фестивальному шуму «Золотой маски», дожидаясь, когда спектакли докатятся и до них. А в Питере -- настоящий театральный ажиотаж. Билеты раскуплены на все, включая постановки никому не известных режиссеров из провинциальных театров, -- доверие к «Маске» велико. На «Московском хоре», больше года уже идущем на сцене МДТ, настоящее столпотворение, люди сидят в проходах зала. Изумительная пожилая актриса Татьяна Щуко, недавно получившая травму, играет с палкой, и на поклоны ее буквально выносят на руках. В зале вопли и овации такие, что Щуко, много лет не имевшая ролей и вдруг дождавшаяся настоящего триумфа, заливается слезами. Около Театра имени Ленсовета идут бои за право увидеть гинкасовскую «Даму с собачкой» -- дирекция фестиваля призывает иметь совесть тех критиков, которые уже видели спектакль в Москве, и отдать свои места не видевшим. В финале спектакля опять восторг, крики и заплаканные лица в зале.

Корпорация Nestle, во второй раз проводя свой конкурс на приз зрительских симпатий, предлагает публике кидать в специальные урны анкеты с оценками спектаклей и даже мини-рецензиями. В прошлом году в Москве зрители отнеслись к этому предложению довольно прохладно. В Питере публика после спектакля несется к урнам, чтобы отдать свой голос. Город рад фестивалю.

Московские театралы звонят друзьям в Питер и придирчиво выспрашивают: «Ты это видел? А то? Стоит идти?» У нас театральная гонка начнется только сегодня, а в Питере кроме «Московского хора» (который был в Москве прошлой весной) и «Дамы с собачкой» уже показан кукольный «Хамлет, датский принц» из Архангельска. В нем традиционный Петрушка глумливым раешным стихом разыгрывает сюжет «Гамлета» (честно предупреждаю: для шутки эта история кажется слишком длинной). Кроме того, два спектакля из номинации «Новация»: знаменитые «Дредноуты» Гришковца и любопытный питерский Lexicon, где актеры разговаривают с публикой о сюжетах Павича, одновременно жаря на сцене мясо и распевая сербские песни (впрочем, о спектаклях «Новации» стоит рассказать отдельно). А еще «Дневник провинциала в Петербурге» по Салтыкову-Щедрину, -- моноспектакль Алексея Девотченко, вертлявого беса питерской сцены, актера с «резиновым» лицом и круглыми сумасшедшими глазами. И тоже питерский «Эдип-царь». О нем расскажу поподробнее, поскольку имя молодого режиссера Андрея Прикотенко мало кому известно, а на спектакль, когда он доедет до Москвы, пойти стоит.

«Эдип-царь» сделан в недавно открывшейся Мастерской при театре на Литейном -- сцене, рассчитанной на новые имена и дешевые постановки. Прикотенко сделал спектакль, произведший год назад фурор в Питере и ставший чуть ли не культовым для театральной молодежи и студентов. Всех действующих лиц трагедии Софокла, включая хор, режиссер свел до трех: есть красавица-царица Иокаста (Ксения Раппопорт), есть простоватый качок Эдип (Игорь Ботвин) и все остальные, которых играет лучезарный, смешливый Тарас Бибич. Ксения Раппопорт, актриса додинского Малого драматического, недавно жестко и без сантиментов сыгравшая Нину Заречную, считается одной из главных молодых театральных звезд Петербурга. Бибич и Ботвин знамениты по плутовскому телесериалу «Агентство НЛС», где оба, в сущности, валяли дурака. Эта компания разыгрывает античную трагедию будто стремительную комедию из современной жизни -- с веселым задором и драйвом. Они дурачатся в пантомимическом прологе перед спектаклем, изображая «краткое содержание предыдущих серий», пляшут и самозабвенно выпевают раскаленные софокловские монологи на мотивы попсовых песенок. Прикотенко делает спектакль для поколения, боящегося пафоса и величия. Он рассказывает о недалеком, но честном Эдипе -- человеке, которому всегда везло. О том, как мучительна для парня, привыкшего все доказывать кулаками, необходимость оглянуться на свою, казалось бы, так правильно прожитую жизнь и увидеть на ней отпечатки рока, которые превращают царя-счастливчика в позор и несчастье страны. Ни величия, ни пафоса нет, но смешной спектакль превращается в трагедию -- когда умница Иокаста, ранее всех понявшая, как судьба раздавила ее семью, пытается уберечь от этого знания своего сына-мужа. И когда ей это не удается, в туповатом, упорном, как носорог, Эдипе оказывается достаточно мужества и чистоты, чтобы дойти до конца -- узнать всю правду о себе и совершить самосуд. Финала мы не видим: герои, став Хором, торопливо, перебивая друг друга, рассказывают о страшных событиях, словно телерепортеры с места катастрофы.

Если у вас есть дети-подростки, я очень советую вам взять их с собой на «Эдипа». Моя тринадцатилетняя дочь после того, как увидела этот спектакль осенью в Питере, потребовала дать ей почитать Софокла, а теперь хочет сходить на трагедию еще раз в Москве. И обязательно взять автограф у Ксении Раппопорт. В столице «Эдип-царь» пройдет последним -- 17 и 18 апреля, -- уже после того, как в Питере объявят победителей «Маски». Но сходить на спектакль Прикотенко стоит независимо от благосклонности жюри.

В Москве можно посмотреть

«Московский хор» -- 1 и 17 апреля, «Хамлет, датский принц» -- 1 апреля, Lexicon -- 4, 5 апреля

Дина ГОДЕР

  КУЛЬТУРА  
  • //  31.03.2003
Выставка трофейной коллекции открылась в Музее архитектуры
Право, когда наблюдаешь, как директор МУАР Давид Саркисян, сопровождаемый по правую руку Михаилом Швыдким, по левую -- Николаем Губенко, торжественно открывает выставку «балдинской коллекции» в своем музее, слезы нежности наворачиваются на глаза. Ну наконец-то! Свершилось. Единство. Примирение. Согласие. И коллекцию в полном объеме показали (не копии это, не копии, успокойтесь). И немцев позвали (например, главного специалиста по проблемам реституции бременского профессора Айхведе). И начавший было чахнуть Музей архитектуры пропиарили (выставка -- отличный повод побыстрее оформить перевод МУАР под начальство Минкульта)... >>
  • //  31.03.2003
Композитор Владимир Мартынов и ансамбль Татьяны Гринденко Opus post в перформансе «Времена года»
Собственно, ни велосипедистов, ни дельтапланеристов, ни лошадей, ни балерин на сцене Зала Чайковского тем вечером не было. Был экран, на котором менялись комментирующие надписи. Музыкантов тоже не было -- они расположились в зале, хотя надписи на экране объявляли, что они есть. Публика выворачивала шеи, следя за медленным полетом воображаемого дельтаплана с верхнего балкона КЗЧ и удивляясь собственной способности наблюдать за несуществующим. Надпись на экране в этот момент гласила: «На каждом крыле дельтаплана написано Opus post». Потом, уже в конце музыкально-визуального представления, экранный комментарий предложит публике читать ту же надпись на микроскопических снежинках, реально падающих на головы музыкантов. Станет очевидно, что и так и эдак, то чучелом, то тушкой парящий бренд смелого ансамбля указывает на его -- ансамбля -- своеобразное мерцание, на создаваемый им эффект собственного «присутствия/отсутствия», такой же прихотливый и ненадежный, как все прочее в перформансе... >>
  • //  31.03.2003
Москва ждет спектакли «Золотой маски», уже прошедшие в Петербурге
Пока москвичи еще только завистливо прислушиваются к фестивальному шуму «Золотой маски», дожидаясь, когда спектакли докатятся и до них. А в Питере -- настоящий театральный ажиотаж. Билеты раскуплены на все, включая постановки никому не известных режиссеров из провинциальных театров, -- доверие к «Маске» велико. На «Московском хоре», больше года уже идущем на сцене МДТ, настоящее столпотворение, люди сидят в проходах зала. Изумительная пожилая актриса Татьяна Щуко, недавно получившая травму, играет с палкой, и на поклоны ее буквально выносят на руках. В зале вопли и овации такие, что Щуко, много лет не имевшая ролей и вдруг дождавшаяся настоящего триумфа, заливается слезами. Около Театра имени Ленсовета идут бои за право увидеть гинкасовскую «Даму с собачкой» -- дирекция фестиваля призывает иметь совесть тех критиков, которые уже видели спектакль в Москве, и отдать свои места не видевшим. В финале спектакля опять восторг, крики и заплаканные лица в зале... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ