N°4
14 января 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  14.01.2003
Одиночество авангарда
В залы Третьяковской галереи ненадолго вернулись картины Шагала и Кандинского

версия для печати
В промежутке между долгими и небесполезными для бюджета Третьяковской галереи странствиями ненадолго заняли свои места в постоянной экспозиции шедевры Шагала и Кандинского. Редкая и нежданная радость хоть и была анонсирована прессой, пока не привлекла толпы любителей прекрасного. А ведь уже в марте картины снова покинут свои (хоть и непривычные) места и уедут-улетят на бесконечные свои гастроли по западным и восточным музеям, где видят их чаще, любят больше, знают лучше. Хоть и провели Кандинский с Шагалом большую часть жизни за пределами ставшей нелюбезной к свободному искусству социалистической родины, их картины русского периода считаются лучшими из всего созданного художниками за долгие жизни. И счастье, что сохранились они в российских музеях, а не пропали безвестно, оценили (вместе со многим другим) мы только в бурные годы перестройки. И все же теперь, когда знаменитые гастролеры приезжают ненадолго на родину, разделяют они странную и нелепую судьбу своих современников, оказываясь в пустых залах Третьяковской галереи на Крымском валу.

Вообще-то есть, конечно, повести печальнее на свете, чем судьба произведений русского авангарда в Третьяковской галерее. Но вряд ли найдется более унылая. Сначала хранились шедевры вдали от глаз людских в сокровенных запасниках, многими чаемые, но никем не виденные. Затем отправились в бесконечную гастроль по городам и весям, наполняя внебюджетные фонды родного музея полновесной иностранной валютой самого разнообразного происхождения. Были и светлые моменты в своем отечестве, когда извлеченные на свет божий предстали они публике, даже пользовались известным успехом. Еще раньше, при жизни своих авторов, тоже были яркие выставки, общественные дискуссии, популярность в средствах массовой информации. Но все хорошее в прошлом. Теперь висят шедевры Малевича, Татлина, Родченко, Поповой (все громкие имена и не перечислить...), бесконечно одинокие в заколдованных залах Третьяковской галереи. Редкий посетитель находит это тайное место на задворках набитого публикой Центрального Дома художника. Хоть и вывеска висит, и охрана стоит. Но вот не ходит народ. Только самый упорный любитель или хотя бы ценитель придет припасть к истокам всего современного искусства. Даже аттракцион такой есть: привести в зал знакомого художественного деятеля из какой-нибудь зарубежной страны и видеть, как меняется его хорошо контролируемая физиономия при виде немыслимого безобразия -- полного отсутствия публики в набитом шедеврами зале столичного музея. И удивляется он загадочной русской душе, которая совершенно не интересуется тем, что выработало за прошедшее столетие отечественное искусство.

Нельзя сказать, что публика наша уж вовсе авангард не любит. На «Амазонок авангарда» ходили хорошо, но были они в главном тереме Третьяковки, а не на забытой людьми Крымской набережной. Даже в странноватый церетелиевский Музей современного искусства, где те же имена представлены, но картинами поздними, никак не шедеврами, публика забредает. С другой стороны, ведь и на Крымскую набережную иногда люди приходят. На выставки раскрученных русских классиков XIX века, например. Или на «Искусство женского рода». На выставку Шенберга и Кандинского тоже люди ходили (в прошлогодний приезд Кандинского в галерею). Но не на экспозицию ХХ века, где не только загадочный авангард показывают, но и, например, доступный народу, нарочно для него изготовленный соцреализм.

Кажется, руководство Третьяковской галереи за долгие годы почти смирилось со странной ситуацией и даже робкие попытки борьбы с ней (например, анонс приезда картин Кандинского и Шагала) предпринимает, нисколько не сомневаясь в их полной безнадежности. Тем более что гастроли (не только Кандинского и Шагала) шедевров авангарда постоянно пополняют музейную казну, помогают решать многочисленные музейные проблемы. Благо у них там наш авангард любят настолько, что даже платят деньги более существенные, чем те, что оставляет собственная публика в виде входных билетов. Перевернутая с ног на голову российская модель музейной экономики определяет заинтересованность наших музеев не в российском зрителе, а в зарубежных выставках. В соседний коммерческий Дом художника публика ходит потому, что она там нужна. Вопрос не в том, любят ли наши люди авангард, а в том, нужна ли публика российским музеям. И собирается ли предпринимать Третьяковская галерея необходимые и резкие шаги, или ее руководство согласно с тем, что отечественное искусство прошлого века никому не нужно и не интересно. Тогда последнее нужно признать открыто, а залы вообще закрыть и не мучиться.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ

  КУЛЬТУРА  
  • //  14.01.2003
«Симона» в московском прокате
В посленовогодние дни в наш прокат без помпы, почти незаметно вышла «Симона» - комедия о первой виртуальной актрисе, затмившей реальных голливудских звезд... >>
  • //  14.01.2003
В залы Третьяковской галереи ненадолго вернулись картины Шагала и Кандинского
В промежутке между долгими и небесполезными для бюджета Третьяковской галереи странствиями ненадолго заняли свои места в постоянной экспозиции шедевры Шагала и Кандинского. Редкая и нежданная радость хоть и была анонсирована прессой, пока не привлекла толпы любителей прекрасного. А ведь уже в марте картины снова покинут свои (хоть и непривычные) места и уедут-улетят на бесконечные свои гастроли по западным и восточным музеям, где видят их чаще, любят больше, знают лучше. Хоть и провели Кандинский с Шагалом большую часть жизни за пределами ставшей нелюбезной к свободному искусству социалистической родины, их картины русского периода считаются лучшими из всего созданного художниками за долгие жизни. И счастье, что сохранились они в российских музеях, а не пропали безвестно, оценили (вместе со многим другим) мы только в бурные годы перестройки. И все же теперь, когда знаменитые гастролеры приезжают ненадолго на родину, разделяют они странную и нелепую судьбу своих современников, оказываясь в пустых залах Третьяковской галереи на Крымском валу... >>
  • //  14.01.2003
Фестиваль «Возвращение» прошел в Москве шестой раз
Ни формально, ни качественно музыкальный фестиваль «Возвращение» не подходит под статус молодежного. Несмотря на то что его инициаторы и худруки (скрипач Роман Минц и гобоист Дмитрий Булгаков), а также большинство участников -- это молодые люди со свежеполученным высшим образованием (преимущественно не в России), фестиваль обращает на себя внимание взрослыми амбициозными манерами. Первоначально весь проект затевался как вариант идеи «своего круга» (костяк активистов сложился еще в Гнесинской школе-десятилетке), но уже вскоре после дебюта понравился широкой публике и прессе. Теперь «Возвращение» регулярно попадает в перечни респектабельных московских фестивалей, а иногда даже именуется конкурентом «Декабрьских вечеров»... >>
  • //  14.01.2003
«Боязно описывать положительных персонажей -- мы в былые годы начитались всякой мутоты о многих небесно-голубых героях, которыми засвечивали окружающую темь. Но что делать, если был такой доктор на фоне мусора и тлена». Так хирург и прозаик Юлий Крелин начинает рассказ о своем друге, коллеге и «литературном герое» (прототипе хирурга Мишкина, памятного хотя бы по многажды повторявшемуся трехсерийному телефильму) -- Михаиле Жадкевиче, который своей «очень удачной жизнью» (так очерк о нем и называется) помог Крелину (а благодаря ему и нам) «понять, с чем сравнивать окружающий прах и хлам темноты». Доктор Жадкевич был, судя по всему, человеком совершенно удивительным, но приведенная выше формулировка все же на нем одном не замыкается. Это любимая и ключевая мысль Крелина, скрыто организующая его новую книгу -- «Извивы памяти. Врачебное свидетельство» (М., «Захаров»)... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика