N°26
13 февраля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
  ПОИСК  
  • //  13.02.2003
Приметы существования
Второй фестиваль «Триумф джаза» доказал, что джазовая аудитория в России скорее есть, чем нет

версия для печати
В прошлом году этот фестиваль, организованный фондом «Триумф», получился настолько масштабным, разнообразным по составу участников, громким по общественному резонансу, и при этом идеально проведенным, что в продолжение этого джаз-пиршества в каком-либо обозримом будущем уже как-то и не верилось. Прошло такое грандиозное событие, ну написал о нем американский Downbeat, ну сошлась критика на том, что «некоторые наши музыканты стоят в одном ряду с американскими», -- и ладно. Хорошенького понемножку. Но в этом году «Триумф» решено было повторить. Афиша, конечно, уже не пестрела таким количеством громких имен, как в прошлом году, но список оказался достойным: вокальная группа Take 6, клавишник Джой Де Франческо, настоящий американец Валерий Пономарев (трубач, много лет работавший с Jazz Messengers Арта Блейки), а также Лариса Долина, Сергей Жилин (с оркестром «Фонограф», что играет в мюзикле «Чикаго») и Игорь Бутман. Его, Бутмана, можно тоже числить по разряду международных звезд, так как артист недавно заимел контракт с российским отделением компании Universal Music (для лейбла беспроигрышный вариант, так как люди по-прежнему любят биг-бенды и свинг, а хороших оркестров, подобных бутмановскому, в мире раз-два и обчелся). Народ валил в «Россию» валом, зал был заполнен до отказа, а на входе спрашивали лишний билетик (совсем недешевый). Для совсем VIP-людей отдельные номера фестивальный программы были повторены на следующий день в престижном «Ле Клубе», куда пускали только в смокингах.

Фестивальную программу разбили на два отделения. В первом выступил Валерий Пономарев с оркестром Игоря Бутмана. Их часть завершилась убедительным дуэтом -- Пономарева и трубача бутмановского оркестра Виталия Головнева, человека молодого, но отличного мастера. Они исполнили драйвовую хард-боповую перекличку. После этого на сцене оказался Игорь Бутман со своим квартетом (который также часть бутмановского оркестра-трансформера) и... балет. В смысле -- танцовщицы. Две. Они как-то там красиво двигались (про особенности танцевальных па пусть рассуждают коллеги, пишущие о соответствующей тематике), но с музыкой все это contemporary-лебединоеозеро не вязалось совершенно. А Бутман все равно совершенный саксофонист.

В первое отделение кто-то догадался поставить Take 6 -- спасибо, что хоть последними, а не первыми, а то и аппарат на них отстраивать пришлось бы. Take 6 -- живые легенды, классики вокального жанра, самая главная группа «голосового» жанра, акапельного джаза. Любую вокальную группу «без инструментов», будь то хоть Manhattan Transfer, хоть New York Voices, хоть какой-нибудь «Вокал Бенд», все и всегда сравнивают именно с Take 6. Почему, стало понятно после первых же вокальных пассажей «шестерки»: их запредельное по мастерству и эмоциональности выступление (с точной и остроумной имитацией «настоящих» инструментов, вплоть до медных тарелок) априори затмило всех остальных участников фестиваля. Уже не говорю о подаче: музыканты секстета тепло общались с залом, сделав из зрителей участников -- разговаривали, заставляли петь, держать ритм, хлопая в ладоши...

Второе отделение задалось хуже, хотя люди там выступали тоже хорошие. Тридцатидвухлетний Джой Де Франческо уже успел приехать к нам в страну (в тогдашний Ленинград) один раз, с гитаристом Джоном Маклафлином. Вообще он много с кем работал из джазовой элиты и сам считается достойным продолжателем дела органистов 50--60-х -- Джимми Смита, Джона Паттона и других. Начал выступление с гармонически сложной композиции, к которой зал, «раскачанный» биг-бендами (типа джаз-рокового Жилина) и джазовыми шлягерами, был совершенно не готов. Вторым номером пошла расслабленная импровизация на тему хорошо известного стандарта Mack The Knife. Это оказалось ближе (да и музыкант играл ее с видимым удовольствием и оттягом), но выступление Де Франческо завершилось как-то слишком рано (еще раз органист вышел на сцену, чтобы подыграть Ларисе Долиной на джеме). Кстати, Де Франческо представляет такое крыло современной импровизационной музыки, которое у нас в качестве джаза воспринимается не всеми. Хотя импровизационная музыка с основой на ритме, с превалирующим звучанием булькающего и сопящего «Хаммонд-орган» -- модная тема. Об этом говорит растущая популярность так называемых джем-бендов, групп-импровизаторов. Это движение началось с подзабытых ныне рокеров Blues Traveller и Spin Doctors, а сейчас продолжается, например, рэп-джазистами Soulive или совсем уж прославленным трио Medeski, Martin and Wood. На самом деле все вышеописанные недочеты -- временное явление. Просто у нас никто никогда масштабно не «разрабатывал» широкую джазовую аудиторию. А она есть. И «Триумф» это доказал.
Виталий ШМЕРЛИНГ, Александр БЕЛЯЕВ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  13.02.2003
Автором «повести года» признана Марина Вишневецкая
Вручаемая во второй раз премия Ивана Петровича Белкина («Повесть года») учреждена издательством «Эксмо» и журналом «Знамя». Главный лауреат получает 5000 долларов; четыре лауреата «малых премий» -- по 500 долларов... >>
  • //  13.02.2003
Явление «Белого театра» на Новом Арбате
«Белый театр», детище Михаила Чавчавадзе, живет так, как и полагается жить в лоне петербургской культурной традиции. Это театр-призрак, который обязывает сомневаться в своей «посюсторонности». Существование его мерцательно, и смысл этого существования зыбок. То он без всяких предуготовлений и анонсов вторгается в текущую театральную жизнь, заставляет ахать и умствовать, встает в очередь за фестивальными призами, то вдруг исчезает из поля зрения. Иногда -- надолго. Уходы «Белого театра» в мир невидимок, разумеется, как-то связаны с проблемами финансирования, но не только с ними. Это сознательно выбранный образ жизни, соприродный самой идее Петербурга-миража и обязывающий вспомнить знаменитую, обильно ветвящуюся реминисценциями фразу из «Подростка» Достоевского: «А что как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизлый город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото...» >>
  • //  13.02.2003
«Мастерская Петра Фоменко» предлагает билеты новым способом
Нет в Москве театрала, который не стремился бы попасть на спектакль «фоменок». И редкие счастливчики среди попавших могут похвастаться тем, что не столкнулись при этом с трудностями. В кассе «Мастерской» не принято спрашивать билеты на сегодняшний спектакль -- их нет на многие спектакли вперед. Бич каждого популярного театра -- перекупщики -- прочно обосновались на подступах к скромному зданию бывшего кинотеатра «Киев», втридорога предлагая билеты, купленные изначально по вполне разумным ценам (билеты в «Мастерскую» стоят от 100 до 1000 рублей). Бессменную вахту там же несут и студенты, пытающиеся всеми правдами и неправдами проникнуть внутрь. Их, надо сказать, время от времени пропускают «на свободные места», которые, естественно, оказываются только стоячими... >>
  • //  13.02.2003
Второй фестиваль «Триумф джаза» доказал, что джазовая аудитория в России скорее есть, чем нет
В прошлом году этот фестиваль, организованный фондом «Триумф», получился настолько масштабным, разнообразным по составу участников, громким по общественному резонансу, и при этом идеально проведенным, что в продолжение этого джаз-пиршества в каком-либо обозримом будущем уже как-то и не верилось. Прошло такое грандиозное событие, ну написал о нем американский Downbeat, ну сошлась критика на том, что «некоторые наши музыканты стоят в одном ряду с американскими», -- и ладно. Хорошенького понемножку. Но в этом году «Триумф» решено было повторить. Афиша, конечно, уже не пестрела таким количеством громких имен, как в прошлом году, но список оказался достойным... >>
  • //  13.02.2003
В Музее личных коллекций открылась выставка Бориса Маркевича
«Трудно найти художника более скромного и даже скептического по отношению к себе. Он почти стесняется того, что он художник. И не только не ждет внимания, не только избегает разговоров о себе, но и впрямь не придает себе и своему творчеству особого значения». Такими словами известный историк искусства Елена Мурина вспоминает недавно ушедшего графика Бориса Маркевича. Сегодня реплика воспринимается двусмысленно. Вроде бы характеризует она не конкретного человека, а профессию в целом. Художник? Помилуйте! Да разве совместимо это понятие с актуальными стратегиями творчества? Перформанс, инсталляция, видео -- три источника, три составные части артрынка. Какие на хрен художники? Если кураторы и поворачиваются к живописи лицом (как Ханс Обрист, посвятивший ей парижскую выставку Contemporary Art прошлого года), то ждут от ее интерпретации иронической деконструкции... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика