N°207
04 ноября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  04.11.2003
Адекватный ответ канадцам
Россия не уступит ни пяди родного неба

версия для печати
Уладить конфликт между российскими и канадскими авиаперевозчиками, не угасающий с 20-х чисел октября, правительство России направило вчера в Оттаву первого замминистра транспорта Александра Нерадько. Одновременно оно выпустило постановление о репрессиях против канадских авиакомпаний. МИД России в тот же день обвинил канадцев в том, что они разговаривают с нами языком ультиматумов и уклоняются от переговоров по существу.

Несмотря на накал риторики, авиационные эксперты считают, что вскоре Россия пойдет на уступки. Если, конечно, канадцы еще раньше не потеряют интереса к воздушной трассе, из-за которой разгорелись страсти на высшем уровне.

Внешнюю фабулу этого конфликта, а также и его коммерческую суть газета «Время новостей» довольно подробно описала во вчерашнем номере. Напомним, что авиакомпания Air Canada требует предоставить ей право беспосадочного пролета в Индию над территорией России. Российские власти, защищая интересы «Аэрофлота» на индийском рынке, отказываются выдать требуемое канадцами разрешение. При этом обе стороны апеллируют к межправительственному российско-канадскому соглашению о воздушном сообщении от 18 декабря 2000 года. Этот документ предусматривает права канадцев на беспосадочный пролет над Россией в Юго-Восточную Азию. Взаимопонимания, однако, не получается, так как канадцы считают Индию частью Юго-Восточной Азии, а российский Минтранс -- нет.

В этом географическом споре уже приняли личное участие президент России Владимир Путин, премьер-министр Канады Жан Кретьен, министры иностранных дел двух стран Игорь Иванов и Уильям Грэм. Безрезультатно.

Чтобы подкрепить свою трактовку южноазиатской географии, канадские авиационные власти с 1 ноября ввели ограничения на полеты «Аэрофлота» через свою территорию. Из-за этого частота рейсов Москва--Торонто сократилась с пяти до двух в неделю, а рейсы в США вовсе перестали проходить над Канадой. Вчера пришел черед России нанести ответный удар.

Он последовал в виде постановления правительства, которым МИД и Минтрансу поручено применить против канадских авиакомпаний адекватные меры, а именно те, которые предусмотрены пунктом 2 статьи 18 межправительственного соглашения. Одновременно официальный представитель МИД России Александр Яковенко возложил всю ответственность за недоразумение на канадцев. Корреспонденту газеты «Время новостей» г-н Яковенко заявил: «Причиной осложнения ситуации является односторонняя трактовка канадской стороной межправительственного соглашения о воздушном сообщении между Россией и Канадой от 18 декабря 2000 года». Но демонстрируя некоторый диссонанс с грозным тоном постановления, подписанного в тот же день Михаилом Касьяновым, дипломат Яковенко подчеркнул: «Россия выступает за урегулирование возникшего спора путем консультаций между авиационными властями двух стран, как это и предусмотрено в указанном соглашении. Путь свертывания авиасообщения считаем тупиковым».

Впрочем, вчерашнее постановление правительства №653 по сути совсем не такое жесткое, как кажется. Оно оставляет огромный простор для дипломатического и коммерческого торга. В нем нет указаний на то, как именно мы в нашем небе отомстим канадским летчикам за неудобства, перенесенные пилотами «Аэрофлота» в Стране кленового листа. Источники в «Аэрофлоте» разъяснили корреспонденту газеты «Время новостей», что пункт 2 статьи 18 соглашения, на который ссылается Касьянов, говорит всего лишь о принципиальном праве одной стороны принимать адекватные меры, если другая сторона выходит за рамки договора. Набор адекватных инструментов воздействия на Air Canada у российских властей не очень широк. Урезать им частоту полетов в Россию (как сами канадцы сделали с «Аэрофлотом») невозможно. Air Canada имеет право летать в Москву и Санкт-Петербург, но сама туда не летает. Эти участки ее маршрутов обслуживают европейские авиакомпании-партнеры.

На запрет транзитного пролета через Канаду в США симметричный ответ найти нетрудно. Air Canada выполняет сходные транзитные рейсы над Сибирью. Однако оплату за этот пролет канадцы (как и другие иностранные авиакомпании) частично перечисляют «Аэрофлоту». Для «Аэрофлота» это серьезный источник доходов. Вряд ли российский Минтранс решится защищать интересы «Аэрофлота», подрубая этот важный сук, на котором сама авиакомпания сидит.

Поэтому информированный источник в «Аэрофлоте» вчера предсказал газете «Время новостей», что в конце концов Россия пойдет на уступки канадской стороне.

Правда, неизвестно, будут ли сами канадцы к тому времени интересоваться беспосадочным полетом в Индию. Этот маршрут Air Canada раньше не использовала. Прямой рейс в Дели был внесен в ее расписание 18 октября этого года и на короткий срок -- до 30 ноября. Можно предположить, что канадцы не до конца уверены в экономической целесообразности этого маршрута. Если экспериментальные полеты не принесут стоящего финансового результата, громкий скандал с участием первых лиц государств, возможно, затихнет совсем незаметно.
Михаил КУКУШКИН, Катерина ЛАБЕЦКАЯ

  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  04.11.2003
Роман Мухаметжанов
Москва ищет поддержки Вашингтона для конкуренции с ОПЕК
Российский министр энергетики Игорь Юсуфов второй раз за месяц призвал Организацию стран -- экспортеров нефти (ОПЕК) увеличить добычу сырья в связи с тем, что сейчас цены на него «несправедливо высоки». Однако говорить о том, что картель решит повысить объем добычи, вняв призывам российского министра, вряд ли стоит... >>
  • //  04.11.2003
Россия не уступит ни пяди родного неба
Уладить конфликт между российскими и канадскими авиаперевозчиками, не угасающий с 20-х чисел октября, правительство России направило вчера в Оттаву первого замминистра транспорта Александра Нерадько. Одновременно оно выпустило постановление о репрессиях против канадских авиакомпаний... >>
  • //  04.11.2003
Инвесторы еще не разочаровались в акциях российских нефтяных компаний и пока еще не передумали вкладывать в них свои средства. В первый день недели на протяжении всей торговой сессии наблюдался рост котировок «нефтяных» бумаг, а акции «Сургутнефтегаза» подорожали в РТС на 11,8%... >>
  • //  04.11.2003
Последняя неделя октября ознаменовалась усилением интереса покупателей к недвижимости самого верхнего ценового диапазона -- элитным жилым и нежилым помещениям. Заместитель генерального директора риэлторской компании «Новый город» Александр Гениевский заявил о небывалом возрастании спроса -- 20% за последнюю неделю... >>
  • //  04.11.2003
Американская корпорация General Electric (GE) продолжает с завидной скоростью расширять свое присутствие на рынке недвижимости. Вчера подразделение GE -- Real Estate Investissement France, специализирующееся на сделках с недвижимостью, объявило о намерении приобрести крупного французского риэлтора Sophia SA. Как сообщает Bloomberg, за каждую акцию Sophia филиал самой большой в мире компании готов выложить 41 евро -- всего 1,5 млрд евро. Это превышает их стоимость более чем на 5% (учитывая цену акций на момент закрытия торгов в пятницу). >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика