N°2
10 января 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  10.01.2003
Друиды на гастролях
«Норму» Ереванского оперного театра номинировали на «Золотую маску» и показали в Большом

версия для печати
На только что открытой Новой сцене Большого театра выступили первые гастролеры -- артисты Ереванского театра оперы и балета им. Спендиарова, которым удалось оживить не только скромную пока еще афишу филиала, но и все московское оперное расписание. Кровавая и возвышенная опера Винченцо Беллини «Норма» (с друидами и римлянами в закрученном сюжете и со знаменитой арией Casta Diva в пышной партитуре) в Москве не идет. Более того, ни в одной программе ежегодного фестиваля «Золотая маска» до сих пор не было ни одной провинциальной «Нормы». Одним словом, шлягерное название выглядит в России раритетным, и потеряться в оперных московских буднях Ереванский театр просто никак не мог.

Не менее заметный случай произошел у Ереванской оперы с вышеупомянутой «Золотой маской». Каким-то чудом (а именно из-за финансового участия в постановке ереванской «Нормы» Российского союза армян) зарубежный спектакль оказался претендентом на российскую национальную премию по нескольким номинациям: «Лучший спектакль», «Лучшая женская оперная роль» (Марине Деинян -- Норма, Вардуи Хачатрян -- Адальджиза), «Лучшая мужская роль» (Александр Тамазов -- Оровез) и «Лучший дирижер» (Карен Дургарян).

Визит в Большой театр -- только первый из гастрольных показов ереванского спектакля. Дальше будет презентация на «Маске», где он наверняка будет смотреться поразительной диковиной.

Примерно так же изумляет своим видом тряпичная кукла с глазами-пуговицами, если посадить ее между лакированными Барби. Грубоватая выделка и этой куклы, и этой «Нормы» огорошивает, а отсутствие концептуальных амбиций не только огорчает, но и привлекает теплыми, трогательными эффектами. На пресс-конференции перед спектаклем выяснилось, что репетиции проходили в 28-градусный мороз в театре без отопления (обычно Ереванская опера зимой не работает) и что артист театра получает 30--40 долларов в месяц, главный дирижер (он даже засмущался) -- 70 долларов в месяц, а спектакли стоят от 15 до 40 тысяч долларов (для сравнения: Большой театр, по неофициальной информации, обычно оперирует сотнями тысяч). На «Норму» ушло 35 тысяч долларов, и это бросается в глаза. Спектакль декорирован чисто символически (и это вряд ли может сойти за минимализм), причем некоторые из мотивов осмыслены, другие же смотрятся случайно и небрежно. Простенькие технологии то и дело подводят, а персонажи в страхе топчутся вокруг всякого предмета на колесах, словно он чудо-юдо и неизвестно, чего от него ждать. Одним словом, режиссерской руке кинематографиста и оперного дебютанта Бориса Айрапетяна (он же сценограф и художник по свету) явно не хватает профессиональной ловкости.

На пресс-конференции также было объявлено, что главная (не считая мировой знаменитости Асмик Папян, спевшей премьеру в Ереване) исполнительница партии друидессы Нормы масочная номинантка Марине Деинян заболела. Публике предъявили смесь из первого, второго и третьего составов. Вот тут-то неявные достоинства тряпичной куклы проявились в полной мере. Мало в каком из российских театров так щедро и небрежно разбросаны приличные голоса, а сами актеры даже в неловких мизансценах не теряют странной, никак не обработанной органичности. «Вторая» Норма Анаит Мхитарян очень достойно справилась с партией и подкупила мягкими вокальными рисунками, хотя ее амплуа явно более лирическое, чем темперамент беллиниевской героини. Другая номинантка на «Маску» Вардуи Хачатрян (Адальджиза) звучала привлекательно в низком регистре, а худрук театра Гегам Григорян (Поллион), известный по работе в Мариинском театре, показывал симпатичные итальянские манеры. Удивил молодой, но уже успевший засветиться в европейских театрах дирижер Карен Дургарян: он посадил беллиниевскую партитуру на диету из медленных, ученических темпов, но все звучало так артистично и старательно, что у спектакля явно появилось множество поклонников. Остается только гадать, как с этим обаятельным и милым сердцу публики, сделанным на коленке спектаклем-инопланетянином будет разбираться национальная профессиональная премия.
Юлия БЕДЕРОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  10.01.2003
«Ромео & Джульетта» Лилии Абаджиевой в Театре Луны
Восхитительное словечко «левота», воскресившее в памяти Хармса («Гибель уха - глухота, гибель носа - носота и т.д.»), я выудил в довольно откровенном интервью Сергея Проханова - в прошлом, как все помнят, очень хорошего актера, а ныне режиссера, возглавляющего Театр Луны... >>
  • //  10.01.2003
Итоги будут подведены 25 января
Премии национальной Академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орел» все-таки будут вручены. Церемония назначена на 25 января. Пройдет она, как и было задумано, в первом павильоне киноконцерна «Мосфильм»... >>
  • //  10.01.2003
«Норму» Ереванского оперного театра номинировали на «Золотую маску» и показали в Большом
На только что открытой Новой сцене Большого театра выступили первые гастролеры -- артисты Ереванского театра оперы и балета им. Спендиарова, которым удалось оживить не только скромную пока еще афишу филиала, но и все московское оперное расписание... >>
  • //  10.01.2003
Издана вторая часть книги Солженицына о «русско-еврейском» вопросе
Читать вторую часть работы Солженицына «Двести лет вместе» больно. Думаю, каждому хоть в малой степени серьезному и ответственному человеку. Больно - вне зависимости от национальности читателя, его социально-духовного опыта, информированности и меры доверия к автору... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ