N°170
12 сентября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  12.09.2003
Денис Гришкин
Газовая реформа снова в Белом доме
Минэкономразвития и «Газпром» опять не договорились

версия для печати
25 сентября правительство планирует предпринять очередную попытку рассмотреть ситуацию в газовой отрасли. Говорить о ее реформировании сейчас не принято, поскольку по политическим соображениям считается, что тема закрыта до окончания федеральной избирательной кампании. По этой причине, скорее всего, не будет и конкретных решений о начале серьезных изменений в данной сфере. Тем не менее «схватка» ожидается жаркой, поскольку Министерство экономического развития и «Газпром» основные разногласия так и не уладили. Это следует из доклада под названием «О структурных преобразованиях в добыче и транспортировке газа» (его текст имеется в распоряжении газеты «Время новостей»), поступившего в правительство из ведомства Грефа несколько дней назад. Правда, нельзя исключать и традиционного развития событий, когда «поединок» реформаторского штаба с монополией в Белом доме отменят после «отмашки» из Кремля.

Труд, который направило в правительство Минэкономразвития, уместился на 10 страницах, но смотрится очень бойко. В качестве главной характеристики приводится следующее: «Газпром» решает весь комплекс задач в газовой отрасли -- от разведки, бурения, добычи газа до транспортировки и хранения как в России, так и за рубежом; осуществляет финансирование строительства объектов магистрального транспорта газа, распределительных сетей (программы газификации), несет социальные обязательства, отвечает за надежное и гарантированное газоснабжение потребителей России; является единственным поставщиком газа на экспорт, самостоятельно определяет всю экспортную сбытовую политику и отвечает за выполнение экспортных контрактов». При этом все это делается на собственные средства монополиста и исключительно в его корпоративных интересах. По мнению авторов доклада, «это не только концентрирует всю ответственность и все риски на одной организации, но и формирует зависимость между эффективностью принимаемых управленческих решений и последствиями допущенных ошибок для всей газовой отрасли России». Кроме того, «все технические и технологические принципы функционирования всей единой системы газоснабжения определяются исключительно внутренним документооборотом («Газпрома». -- Ред.) и непрозрачны для остальных участников».

Комплекс мер, предлагаемых ведомством Грефа, состоит из трех пунктов: формирование условий для развития рынка газа, структурные преобразования в газовой отрасли и стимулирование «независимой» газодобычи. Именно против второго пункта всегда выступал менеджмент «Газпрома», но МЭРТ не стал отказываться от него. Утешением концерну может служить фраза о том, что «характер проводимых мероприятий в этой области подлежит тщательному анализу на предмет оценки всех возможных сопряженных с ними рисков». И именно из него состоит большая часть доклада.

Первое, что подразумевают «структурные преобразования», -- обособление газотранспортной инфраструктуры. «По указанному вопросу мы нашли промежуточное понимание с ОАО «Газпром», -- говорится в докладе, -- правда, до сегодняшнего дня не получившего письменного подтверждения, о возможности объединения действующих 17 организаций по транспортировке газа в одну или три компании с наделением основными средствами на условиях аренды». Источник в компании заявил газете «Время новостей», что «пока о согласованной позиции говорить преждевременно, какие-либо договоренности могут быть достигнуты только по итогам проведения полноценного социально-экономического анализа последствий этих шагов». Непонятно, правда, чем «Газпром» и Минэкономразвития занимались четыре месяца, данные им премьером Касьяновым на доработку позиций, если таких расчетов до сих пор нет.

Тем не менее МЭРТ настаивает на том, что выделение в структуре «Газпрома» 100-процентной газотранспортной компании представляется «абсолютной необходимым» с точки зрения обеспечения финансовой прозрачности концерна, равноудаленности газотранспортной инфраструктуры от интересов всех участников рынка, обеспечения недискриминационного доступа к газотранспортной системе, а также объективных условий для расчета тарифов на транспортировку газа по единым правилам для всех ее пользователей.

Вариантов выделения два: передача основных средств (газопроводов) на баланс новой компании или использование их на правах аренды у головного концерна. При этом в докладе четко говорится о предпочтительности первого пути, который абсолютно не устраивает «Газпром». Кроме того, оппоненты не смогли прийти к единому мнению об организационно-правовой форме газотранспортной компании. Министерство настаивает на открытом акционерном обществе, а менеджмент желает ООО. В последнем случае, говорится в докладе, «компания не будет нести достаточной ответственности за эффективность управления активами газотранспортной системы и их воспроизводство, выступая, по сути, лишь эксплуатирующей организацией».

Вторым направлением структурных перемен названо выделение Центрального производственно-диспетчерского управления (по типу Системного оператора в энергетике), против чего также категорически возражает «Газпром». Предлагается преобразование действующих газодобывающих предприятий концерна из обществ с ограниченной ответственностью в его 100-процентные дочерние акционерные общества. «Сегодня эти компании имеют годовой оборот 3,7 млрд долл. и управляют основными фондами совокупной стоимостью 20 млрд долл., юридически не отвечая за эффективность управления этими активами и их воспроизводство», -- констатирует документ. При этом в случае либерализации цен на газ, чего добивается «Газпром», нужно будет пойти еще дальше: создать пять--шесть крупных независимых друг от друга газодобывающих компаний.

В сфере сбыта предлагается «традиционный» равный гарантированный доступ в трубу в обмен на инвестиции независимых производителей в развитие ГТК, а также пропорциональная добыче социальная нагрузка (поставки по регулируемым ценам) всех производителей и участие в доходах от экспортных продаж через единый канал (предпочтительно «Газэкспорт»). Последним направлением деятельности, по мысли авторов, должно стать регулирование, которое должно быть сведено к хеджированию рисков от вышеописанных мер. Здесь и желательность прямого акционерного контроля государства над «Газпромом» (без конкретных предложений), и либерализация рынка акций, и повышение прозрачности концерна, и снижение долгового бремени, и ликвидация перекрестного субсидирования, и минимизация социальных последствий роста цен на газ.

По информации газеты «Время новостей», в правительстве не намерены заниматься примирением сторон, однако и к радикальным действиям не готовы по политическим мотивам. При этом высокопоставленный источник в Белом доме говорит, что никакой либерализации цен на газ не будет, пока «Газпром» не станет по-настоящему прозрачной компанией. И именно на решении этой задачи будут сконцентрированы усилия кабинета министров. По словам собеседника газеты, особое внимание будет уделено рассмотрению инвестиционной программы монополиста на 2004 год, которое намечено на конец ноября.

Газете «Время новостей» удалось выяснить основные параметры этого документа. По сравнению с прошлым годом ее объем вырастет более чем на 40 млрд рублей, до 237,3 млрд (почти 8 млрд долларов). При этом капитальные вложения составят 212,3 млрд руб., а долгосрочные финансовые вложения -- 25 млрд руб. Основная статья расходов -- инвестиции в газотранспортную систему -- 118 млрд руб, на добычу и геологоразведку -- 78,2 млрд. Еще 3,5 млрд на радость губернаторам будут вложены в газификацию регионов. Возросший «инвестиционный аппетит» в «Газпроме» объясняют масштабностью проектов. Однако обычно Минэкономразвития находит в инвестпрограмме концерна 20--30 млрд «необоснованных расходов». И не исключено, что в монополии на этот раз пошли по пути «проси больше --- получишь сколько планировал».
Алексей ГРИВАЧ

  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  12.09.2003
Денис Гришкин
Минэкономразвития и «Газпром» опять не договорились
25 сентября правительство планирует предпринять очередную попытку рассмотреть ситуацию в газовой отрасли. Говорить о ее реформировании сейчас не принято, поскольку по политическим соображениям считается, что тема закрыта до окончания федеральной избирательной кампании. По этой причине, скорее всего, не будет и конкретных решений о начале серьезных изменений в данной сфере. Тем не менее «схватка» ожидается жаркой, поскольку Министерство экономического развития и «Газпром» основные разногласия так и не уладили... >>
  • //  12.09.2003
Минтранс строит коридоры из Европы в Азию
Необыкновенное скопление министров транспорта отмечается в эти дни в Санкт-Петербурге. Главы 30 соответствующих ведомств из разных стран съехались на открывшуюся здесь вчера третью Евроазиатскую конференцию по транспорту. Еще десять национальных делегаций, как сообщил во вступительном слове хозяин встречи российский министр Сергей Франк, прибыли под руководством своих заместителей министров... >>
  • //  12.09.2003
У «Славнефти» могут отобрать 15% Мозырского НПЗ
Проявив заботу о гражданах страны, хозяйствующий суд Гомельской области вынес решение, согласно которому трудовому коллективу Мозырского НПЗ может быть возвращено 15% акций предприятия, в настоящее время принадлежащих «Славнефти», поскольку об этом просят 3799 белорусов... >>
  • //  12.09.2003
Создание основного банка «Базового элемента» вошло в завершающую стадию. Вчера группа Олега Дерипаски объявила, что ЦБ зарегистрировал слияние ее крупнейшей кредитной организации -- банка «Ингосстрах-Союз» с Народным банком сбережений (Москва), Автогазбанком (Нижний Новгород) и Сибрегионбанком (Иркутск). На реализацию проекта, ставшего первым за последние годы относительно крупным объединением банков, «Базэл» потратил один год... >>
  • //  12.09.2003
Кредиторы предприятия не увидят своих денег
Арбитражный суд Кемеровской области отклонил вчера сразу четыре апелляционные жалобы на прекращение конкурсного производства на Кузнецком металлургическом комбинате. Жалобы на определение арбитражного суда первой инстанции от 17 июня, которым на КМК прекращалось конкурсное производство, направили «Домостроитель» (Новокузнецк), «Трэлл» (Москва), «КМК-Инвест» (Новокузнецк) и кемеровская таможня... >>
  • //  12.09.2003
Сменился главный пиарщик МДМ-банка
Как стало известно газете «Время новостей», в руководстве МДМ-банка, одного из крупнейших российских банков, произошли перестановки. Его покинул старший вице-президент, руководитель пресс-службы Андрей Насоновский. На его место пришел Илья Разбаш, теперь уже бывший пресс-секретарь Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ)... >>
  • //  12.09.2003
Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговли рекомендовала отменить пошлину на ввоз с Украины оцинкованного проката в размере 24,3% таможенной стоимости. Она была введена в апреле по итогам антидемпингового расследования, проведенного МЭРТ. Поскольку основной украинский поставщик -- Мариупольский меткомбинат -- взял на себя обязательства по ограничению экспорта, ограничения решили снять... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика