N°159
28 августа 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  28.08.2003
Второй дом Валерия Фокина
В Александринском театре появился новый худрук

версия для печати
Во вторник министр культуры Михаил Швыдкой наконец-то представил труппе Александринского театра нового художественного руководителя -- Валерия Фокина.

История у этого назначения длинная. Александринка, до сих пор официально именуемая Государственным театром драмы имени Пушкина, не первый год мается, ища человека, которому могла бы доверить власть над собою. Избавившись в 1991 году от Игоря Горбачева, маститого актера и отвратительного худрука, наводнявшего репертуар официозными спектаклями самого худшего сорта, театр стал искать себе лидера. Все понимали, что Георгий Сашенко, принявший театр после горбачевской отставки, -- фигура маловыразительная и промежуточная. Никаких творческих побед никто от него не ждал: в задачу Сашенко входило удержать корабль на плаву, а не прокладывать новый курс. Со своей задачей он справился, и, более того, при Сашенко в афише Александринки стали появляться очень занятные спектакли -- такие, как «P.S» Григория Козлова и «Сказание о царе Петре...» Александра Галибина. Основной проблемы театра это, однако, никак не решало. Хотелось худрука настоящего -- с идеями, с репутацией, с авторитетом. Такого, чтоб не зазорно было ему подчиниться, когда он начнет перелаживать внутритеатральную жизнь.

Валерий Фокин, руководитель московского Театрального центра им. Вс. Мейерхольда, появился в Александринском театре в начале прошлого сезона. Он пришел с замыслом «Ревизора» в мейерхольдовских мизансценах -- не реконструкции, а творческой вариации на темы великого спектакля 1926 года. Хлестакова в его постановке сыграл Алексей Девотченко, Городничего -- Сергей Паршин. О том, насколько удачны были эти роли и вся работа в целом, стоило спорить, но для театра огромной радостью было уже то, что наконец-то стало о чем спорить. Пусть «Ревизор» был несовершенен, он, безусловно, был значителен. Премьера стала событием всероссийского масштаба, а у Фокина родились смелые, далеко идущие планы.

Мейерхольдовский центр и научно-литературная часть Александринского театра, возглавляемая Александром Чепуровым, разработали пятилетний план под условным названием «От традиционализма -- к новому театру!» (впоследствии измененным на менее лозунговое «Новая жизнь традиций»). Согласно этому плану на сцене театра с 2002 по 2006 год следует поставить пять великих пьес: «Ревизора», «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина, «Чайку» Чехова, «Живой труп» Толстого и «Маленькие трагедии» Пушкина, завершив работу празднованием 250-летия Александринского театра и учреждения государственного театра в России (указ о создании в Петербурге драматической труппы императрица Елизавета I подписала в 1755 году, но годом своего рождения театр считает 1756-й). Общая стоимость проекта оценивалась в 1 млн долл.; о «Смерти Тарелкина» велись переговоры с Маттиасом Лангхоффом, о «Чайке» -- с Кристианом Люпой, это элита мировой режиссуры.

О том, что Валерий Фокин станет художественным руководителем не только проекта, но и самого театра, заговорили еще с ноября прошлого года, минкультовского приказа, однако, все не было. Привычные сетования на бюрократическую волокиту здесь, по-видимому, неуместны. Валерий Фокин, с его опытом и характером, не тот человек, чтобы опрометью бросаться в долгосрочную и достаточно тяжелую работу. Говоря о своих отношениях с Александринским театром, он не однажды делал резкие и эффектные заявления («Я слышу слова «театр-дом», «театральная семья»...Дом, но не пансион! Семья, но не санаторий ветеранов!») и всячески давал понять, что если уж возьмется за дело, то возьмется круто. Заявлениям можно верить, но следует также помнить, что сегодня Фокину в высшей степени свойственны осторожность и расчетливость -- если не как художнику-экспериментатору, то как театральному руководителю. Пытаясь в конце 80-х годов переустроить жизнь Театра им. Ермоловой, он обжегся крепко и этого не забудет никогда. Александринка, одряхлевшая еще больше, чем Ермоловский театр, крайне нуждается в обновлении и омоложении. Теоретически с этим согласны все, но когда дело дойдет до расторжения контрактов с недееспособными актерами, трудно даже представить себе, какие проклятия посыплются на фокинскую голову и в каких кабинетах на него будут искать управу.

К тому же московский Центр им. Мейерхольда -- свое детище, свою любовь -- Валерий Фокин, разумеется, не оставит ни при каких обстоятельствах. Он давно предупредил, что будет «жить на два дома» -- это требует особого статуса и особых полномочий. Подписать контракт с александринцами он согласился на три года и обговорил ряд изменений в уставе театра, укрепив власть художественного руководителя. Придумана совершенно особая система театрального управления: первое лицо, конечно, худрук, но помимо него существуют и исполнительный директорат, и должность главного режиссера. Существовала почти стопроцентная уверенность, что на эту должность будет назначен Александр Галибин, но в последних своих интервью Фокин не называл никаких фамилий, да и о планах говорил исключительно в общих чертах. Да, на сцене Александринки должна прежде всего идти классика; да, театр должен стать «живым музеем»; необходимо сочетание традиционализма и новаторства, а что касается реформирования труппы, тут надо действовать «спокойно и аккуратно» и т.д., но что, кто, когда -- обо всем об этом молчок.

Именно это нежелание раскрываться и заставляет предположить, что планы у Валерия Фокина хорошо продуманы и в высшей степени серьезны. Остается пожелать новому художественному руководителю Александринского театра успеха в их осуществлении.
Александр СОКОЛЯНСКИЙ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  28.08.2003
Половодье чувств и благоговейный трепет
За день до спектакля -- верующие протестуют! Сообщения в сети, факсы какого-то «Комитета за нравственное возрождение» и даже протоирей Шаргунов в телеэфире волнуется о народе. Все это потому, что французский хореограф Анжелен Прельжокаж поставил двадцатиминутный балет на евангельский сюжет и роль архангела Гавриила отдал танцовщице... >>
  • //  28.08.2003
В московских кинотеатрах показывают «Марш славянки» и «Притяжение»
Вчера страна праздновала День российского кино. Понятно, что в праздник о неприятном вспоминать не хочется, поэтому вспоминали о приятном и даже хвастались кое-какими достижениями. А тем временем, пока все СМИ анонсировали новый фильм Станислава Говорухина, на экраны тихо вышло два российских новых фильма. Пойдут они столь ограниченным прокатом, что об этом можно было бы не упоминать вовсе, если бы не одно обстоятельство. Дело в том, что в российском кинопроцессе сегодня отсутствует понятие брака, а та продукция, которую демонстрируют зрителям с 27 августа в кинотеатре «Зарядье» и с 28-го в кинотеатрах «Пять звезд» и «Байкал», -- самый настоящий кинематографический брак. Эти фильмы можно было бы закрыть как неудавшиеся еще в процессе производства, если бы были соответствующие инстанции, готовые взять на себя за это ответственность... >>
  • //  28.08.2003
В Александринском театре появился новый худрук
Во вторник министр культуры Михаил Швыдкой наконец-то представил труппе Александринского театра нового художественного руководителя -- Валерия Фокина... >>
  • //  28.08.2003
В Доме фотографии прошла последняя выставка из цикла «24+»
В очередной раз убедиться в том, что все когда-нибудь кончается, пришлось любителям архитектурной фотографии во вторник. «Верхняя точка» Александра Джикия -- тридцать шестая выставка трехлетнего (а кажется -- бесконечного) проекта архитектурной фотографии «24» -- действительно оказалась последней. По крайней мере из персональных. На сегодняшний день... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика