N°159
28 августа 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  28.08.2003
Пленка закончилась
В Доме фотографии прошла последняя выставка из цикла «24+»

версия для печати
В очередной раз убедиться в том, что все когда-нибудь кончается, пришлось любителям архитектурной фотографии во вторник. «Верхняя точка» Александра Джикия -- тридцать шестая выставка трехлетнего (а кажется -- бесконечного) проекта архитектурной фотографии «24» -- действительно оказалась последней. По крайней мере из персональных. На сегодняшний день.

С самого начала куратор проекта Юрий Аввакумов определил его параметры довольно жестко: двадцать четыре выставки по двадцать четыре фотографии, непременно посвященные архитектуре, должны были пройти в Музее архитектуры имени Щусева (в один прекрасный момент проект покинул гостеприимные стены Музея архитектуры и переместился в еще более радушный Дом фотографии и даже обрел там свой зал). Поскольку на тот момент в отечестве было не более двух с половиной фотографов, специализирующихся на архитектуре, идея Аввакумова казалась малореальной. Но куратор был настроен оптимистично и загадочно, планов своих не раскрывал, зато обещал, что фотографии повторяться не будут, каждый, самый замечательный автор появится в его проекте лишь однажды (и слово свое сдержал). Действительность, как это часто бывает, превзошла все ожидания. С самого начала свободная «авторская» трактовка архитектурной фотографии все более расширялась, постепенно включая помимо предсказуемых архитектурных красот в виде переулков (Катя Голицына), конструктивизма (Ричард Пэйр) и новостроек («Марьино» Алексея Народицого) совсем неожиданные темы: лагеря (Карл де Кейзер «Зона»), неубранный мусор («Последствия» Александра Слюсарева), фабрики (Евгений Нестров), туалеты («МЖ» Викентия Нилина), даже небо («Свод» Марины Цурцумия). В ход пошли виды наших архитектурных питомников: МАРХИ (фотографировали студенты) и Петербургской академии художеств (интерпретация Натальи Жерновской); взгляд из собственных окон (Семен Файбисович); путешествие по Ленинским местам (Владислав Ефимов). Для Александра Бродского проект стал удачным поводом проявить, наконец, накопившиеся за три года пленки и посмотреть, что там на них получилось.

К своему проекту Аввакумов привлекал международных и отечественных звезд: фотографов, художников, архитекторов, а также фотографов, никогда архитектуру не снимавших, и архитекторов, фотографией до того не занимавшихся. Это стимулировало развитие отечественной архитектурной фотографии невиданными до того темпами, а проект теоретически мог продержаться любое количество времени. Аввакумов вовремя вспомнил, что бывают пленки не только по двадцать четыре, но и по тридцать шесть кадров. И изменил формат проекта с «24» на «24+».

Последним в уже удлиненном ряду стал Александр Джикия: известный художник, но не то чтобы фотограф (хоть и снимает время от времени), зато с архитектурным образованием. В соответствии с названием выставки «Верхняя точка» он снимал сверху. То, что оказалось внизу. Канавы, всякие автомобильные стоянки, тени, мусор, рабочих на крыше и снег за окном. Свою alma mater -- архитектурный институт и панельные Черемушки. Получился лирический дневник: «что вижу, то пою», в который автор включил для разнообразия самовар (для утомленных архитектурными мотивами).

Но, завершив свою удлиненную пленку, ставить точку Аввакумов не собирается. Следующим шагом проекта должна стать большая выставка. В нее куратор планирует включить по четыре фотографии от каждой из показанных выставок (те, что по условиям проекта оставались в музеях), всего 144 работы. И издать каталог, чтобы зафиксировать и проанализировать трехлетний труд. Дело, как обычно, за малым: на каталог нужны приличные деньги. До сих пор проект был малобюджетным: каждая выставка стоила ровно 500 долларов, которые тратили на открытки и пригласительные билеты. Есть надежда на помощь Дома фотографии, тем более что следующая фотобиеннале будет посвящена городской теме.

Заслуга Аввакумова в развитии отечественной архитектурной фотографии очевидна. И оглядываясь назад, он с удовлетворением говорит о проделанной работе: «Три года назад ситуация с архитектурной фотографией была совсем иной. Сериал был рассчитан на массовое сознание, и оно повернулось в сторону архитектурной фотографии».
Фаина БАЛАХОВСКАЯ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  28.08.2003
Половодье чувств и благоговейный трепет
За день до спектакля -- верующие протестуют! Сообщения в сети, факсы какого-то «Комитета за нравственное возрождение» и даже протоирей Шаргунов в телеэфире волнуется о народе. Все это потому, что французский хореограф Анжелен Прельжокаж поставил двадцатиминутный балет на евангельский сюжет и роль архангела Гавриила отдал танцовщице... >>
  • //  28.08.2003
В московских кинотеатрах показывают «Марш славянки» и «Притяжение»
Вчера страна праздновала День российского кино. Понятно, что в праздник о неприятном вспоминать не хочется, поэтому вспоминали о приятном и даже хвастались кое-какими достижениями. А тем временем, пока все СМИ анонсировали новый фильм Станислава Говорухина, на экраны тихо вышло два российских новых фильма. Пойдут они столь ограниченным прокатом, что об этом можно было бы не упоминать вовсе, если бы не одно обстоятельство. Дело в том, что в российском кинопроцессе сегодня отсутствует понятие брака, а та продукция, которую демонстрируют зрителям с 27 августа в кинотеатре «Зарядье» и с 28-го в кинотеатрах «Пять звезд» и «Байкал», -- самый настоящий кинематографический брак. Эти фильмы можно было бы закрыть как неудавшиеся еще в процессе производства, если бы были соответствующие инстанции, готовые взять на себя за это ответственность... >>
  • //  28.08.2003
В Александринском театре появился новый худрук
Во вторник министр культуры Михаил Швыдкой наконец-то представил труппе Александринского театра нового художественного руководителя -- Валерия Фокина... >>
  • //  28.08.2003
В Доме фотографии прошла последняя выставка из цикла «24+»
В очередной раз убедиться в том, что все когда-нибудь кончается, пришлось любителям архитектурной фотографии во вторник. «Верхняя точка» Александра Джикия -- тридцать шестая выставка трехлетнего (а кажется -- бесконечного) проекта архитектурной фотографии «24» -- действительно оказалась последней. По крайней мере из персональных. На сегодняшний день... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама