N°152
19 августа 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  19.08.2003
Новое погружение в реальность
«Театр.doc» начинает сезон с фестиваля-лаборатории

версия для печати
Сегодня, 19 августа, премьерой спектакля «Война молдаван за картонную коробку» открывается семинар-лаборатория участников проекта «Театр.doc». Поскольку этот весной отметивший свою первую годовщину театр едва ли не самый популярный театральный проект последнего времени, а лабораторный жанр для него до сих пор является основным -- то и не в затишье межсезонья это событие способно было бы привлечь внимание всех заинтересованных театральных наблюдателей. Сейчас же, когда большинство театров пока не открылось, а первых премьер ждать еще долго, новый спектакль «Театра.doc», а также презентации грядущих работ участников проекта явно по-настоящему заинтригуют публику.

Для тех, кто никогда не бывал в подвале дома 11--13 в Трехпрудном переулке, где собственными силами участники проекта устроили крошечную театральную сцену и зал на пять рядов, нужно пояснить, что «Театр.doc» возник как экспериментальная площадка для молодых драматургов, режиссеров и актеров, начавших процесс освоения документального материала и превращения репортажных записей и интервью с самими разными героями в спектакли. Инициатива, занесенная в Россию англичанами из театра «Роял корт», давно работающими в технике «вербатим», что значит «дословно», в руках нового поколения театральных энтузиастов преобразилась довольно существенно. Причина ли в самобытности российского сознания, что не в состоянии ничего скопировать, при этом не усовершенствовав по-своему, или в густоте и своеобычности самой реальности, только спектакли про бомжей или шахтеров, заключенных из колонии строгого режима или телевизионных работников получались очень разными как по жанру, так и по способу конструирования исходного материала. Тут рождались и памфлеты, и капустники, и лирические драмы, и пантомимы, вот разве что оперы не было. Обращение к чужому и в своем роде экзотическому опыту учило, во-первых, вниманию к услышанному (меня, например, поразило, как легко на одном из семинаров Максим Курочкин, до того около года интервьюирующий бомжей, в течение часа от имени своего героя отвечал на вопросы аудитории, не выходя за пределы его лексики и манеры держаться), во-вторых, находить для эксплуатации подходящие формы -- Галина Синькина, ставившая спектакль после посещения Орловской колонии, ввела в него в качестве героини саму себя, ради того, чтобы оправдать форму диалога и не разрушить доверительность атмосферы. И конечно, поиск документального материала очень сильно раздвинул границы мира молодых авторов, обогатив множеством неожиданных и в то же время легко узнаваемых подробностей, мотиваций, расширив их лексический запас.

Кстати, споры о том, стоит ли использовать ненормативную лексику на сцене, в связи с документальными пьесами разгорелись с новой силой. Для одних это свидетельство аутентичности текста, передающее экспрессию и выразительность, для других -- знак беспомощности драматурга, не способного найти иные средства выразительности. Впрочем, тут на помощь приходит то самое правило документальности, которое легко нарушается в других случаях: если персонаж не обходится без мата в своей речи, если матерные слова давно стали частью его бытового разговора, то как обойтись без них на сцене?

Но в любом случае, прививка к британскому культурному саженцу дичка российской реальности пошла на пользу нашему театральному процессу, который обогатился рядом спектаклей, возможно уступающих в виртуозности и сложности театральной формы произведениям заслуженных мэтров, но превосходящих многие из них свежестью, живой актуальностью и своеобразием художественных задач.

Спектакль «Война молдаван за картонную коробку» тоже документальная драма, в его основе -- подлинная криминальная история, рассказанная драматургу Александру Родионову начальником одного из московских отделений милиции. Над его созданием трудился коллектив авторов: руководитель постановки Михаил Угаров, режиссеры Руслан Маликов, Татьяна Копылова, Сергей Пестриков. Исполнители -- молодые актеры, недавно появившиеся в Москве и, подобно героям, еще не прижившиеся и не до конца освоившиеся в ней.

21 августа театр продемонстрирует кое-что из своих планов на новый сезон: Галина Синькина и Ирина Карпова покажут анонс спектакля «Старушки и секс», драматург Екатерина Нарши -- пьесу «Я дочь своей матери», в презентации также примут участие другие участники проекта: Иван Вырыпаев, Александр Вартанов, Сергей Калужанов, Максим Курочкин, Руслан Маликов.

22 августа состоится представление работ, созданных на семинаре в Шаховской женской колонии, и состоится обсуждение темы принудительного труда, где будут обсуждаться вопросы как труда заключенных женщин, так и работа в офисе «белых воротничков», труд драматурга, пишущего не пьесу для души, а диалоги для мыльной оперы и т.д.
Алена СОЛНЦЕВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  19.08.2003
«Театр.doc» начинает сезон с фестиваля-лаборатории
Сегодня, 19 августа, премьерой спектакля «Война молдаван за картонную коробку» открывается семинар-лаборатория участников проекта «Театр.doc». Поскольку этот весной отметивший свою первую годовщину театр едва ли не самый популярный театральный проект последнего времени, а лабораторный жанр для него до сих пор является основным -- то и не в затишье межсезонья это событие способно было бы привлечь внимание всех заинтересованных театральных наблюдателей. Сейчас же, когда большинство театров пока не открылось, а первых премьер ждать еще долго, новый спектакль «Театра.doc», а также презентации грядущих работ участников проекта явно по-настоящему заинтригуют публику... >>
  • //  19.08.2003
Итак, совсем скоро начнется новый концертный сезон. У концертных организаций планов громадье. Если судить о планах (минус обязательные процентов тридцать того, что слетит), сезон наверняка будет интересным. Несомненно, горячим. Ни музжурналисту, ни меломану на все не успеть. Предлагаю ходить одним на одно, другим на другое. Надо сказать, что иногда именно так и получается... >>
  • //  19.08.2003
Полное собрание светской музыки Максима Березовского сыграли в один вечер
Сие достопамятное событие случилось в конце минувшей недели в старинном театре усадьбы «Останкино» графа Николая Петровича Шереметева. Справедливости ради скажем: архив светских сочинений композитора невелик, и исполнение их всех занимает меньше двух часов. Тем большего уважения заслуживает труд молодого музыканта Павла Сербина, задавшегося благородной целью -- вернуть к жизни старинные партитуры некогда знаменитых и обласканных славой, а теперь известных лишь знатокам композиторов. Светские сочинения Максима Березовского виолончелист Павел Сербин разыскал в коллекциях Польши и Италии. Маленькой сенсацией стало исполнение первой в истории русской музыки симфонии, написанной Березовским во время итальянского турне в 1771--1773 годы... >>
  • //  19.08.2003
Два романа, речь о которых пойдет сегодня, вышли в серии «Мастера. Современная проза» (издательство АСТ), что само по себе, может, и не повод объединять их в единый сюжет. Однако пример довольно показательный, поскольку оба опуса представляют собой два варианта развития одной и той же сюжетной коллизии. В центре повествования мужчина средних лет. Повод для романной интриги весьма традиционен: у героя умирает любимая женщина. Слегка приоткрыв карты, предупрежу, что данные писательские опыты принадлежат разным географическим и критическим поясам: если один не выдержит никакой оценки, то другой -- заведомо больше самого изысканного критического определения... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика