N°152
19 августа 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  19.08.2003
Исполнить все
Полное собрание светской музыки Максима Березовского сыграли в один вечер

версия для печати
Сие достопамятное событие случилось в конце минувшей недели в старинном театре усадьбы «Останкино» графа Николая Петровича Шереметева. Справедливости ради скажем: архив светских сочинений композитора невелик, и исполнение их всех занимает меньше двух часов. Тем большего уважения заслуживает труд молодого музыканта Павла Сербина, задавшегося благородной целью -- вернуть к жизни старинные партитуры некогда знаменитых и обласканных славой, а теперь известных лишь знатокам композиторов. Светские сочинения Максима Березовского виолончелист Павел Сербин разыскал в коллекциях Польши и Италии. Маленькой сенсацией стало исполнение первой в истории русской музыки симфонии, написанной Березовским во время итальянского турне в 1771--1773 годы.

Кстати, в том же 1771 году композитор получил почетный титул академика Болонской академии музыки. Судьба Максима Березовского мистическим образом переплетается с судьбой другого композитора, по определению музыковеда М.Г. Рыцаревой, создателя «эталона» екатерининского хорового концерта Дмитрия Бортнянского. Оба родом из Малороссии, из города Глухова, где были мальчиками-певчими в домашней капелле гетмана Украины К.Г. Разумовского. Оба учились венецианскому канону контрапунктического искусства. Оба были законодателями российского жанра многочастного хорового концерта на библейские тексты (духовной кантаты). И тем не менее векторы судеб двух гениев музыки Просвещения расходятся так же радикально, как векторы судеб двух гениев живописи барокко XVII столетия -- «везунчика» Рубенса и «недотепы» Рембрандта. Бортянский был обласкан судьбой и не обижен памятью потомков. Он прожил долгую жизнь, занимал престижные должности (в частности, директора Придворной капеллы государя Павла I), дружил с просвещенным нобилитетом России, особенно с интеллектуальной масонской фрондой -- Бортнянский был автором знаменитого гимна русских масонов на стихи Михаила Хераскова «Коль славен наш Господь в Сионе». Максим Березовский пик своей карьеры пережил в начале 70-х. Помимо звания «болонского» академика композитор мог похвастаться постановкой сочиненной им оперы «Демофонт» в Ливорно в 1773 году. На этом, как говорится, рукопись обрывается... Лишения, нужда и унижения. Вот что определяло последние четыре года жизни маэстро. Старые биографии сообщают, что композитор покончил жизнь самоубийством вследствие белой горячки, вызванной злоупотреблением горячительными напитками. Возможно, это легенда... Правда -- в «ордере», составленном по смерти композитора 25 марта 1777 года: «...как по смерти его ничего не осталось, и погрести тело нечем, то извольте, ваше высокоблагородие, выдать по первое число мая его жалованье придворному певчему Якову Тимченку, записав в расход с распискою».

Музыку Бортянского и Березовского можно назвать итало-греческой. Такую формулировку употребил первый биограф Березовского и первый в России искусствовед Якоб Штелин. «Вкус в композиции церковных произведений» является, по мысли Штелина, следствием умения «счастливо сочетать огненную италианскую мелодию с нежной греческой». Иными словами, обоих «компонистов» вдохновила воплощенная впервые учителем Бортнянского Бальдассаре Галуппи идея сочинять православные духовные концерты в венецианском вкусе, то есть соединять партесную традицию пения с итальянской полифонией. Рождаются творения столь же пряные, прихотливые и изысканные, как картины на религиозный сюжет в «греко-готическом вкусе» соотечественников композиторов, родившихся в Малороссии художников Дмитрия Левицкого и Владимира Боровиковского.

Хорошо, что музыка Березовского (в том числе арии из оперы «Демофонт» и шедевр -- сыгранный в «светской» версии струнного квартета хор на псалом Давида «Не отвержи мене во время старости») звучала в зале останкинского театра. Ведь сама эта усадьба XVIII века «корректирует» архитектурный эталон итальянского Возрождения совершенно по-русски: декоративно, ярко, аффектировано, а в целом -- изящно и гармонично. Аналогично умению Максима Березовского вплетать темы украинских песен в классическую гармонию венецианской школы. А отличные, играющие на исторических инструментах исполнители руководимого Павлом Сербиным оркестра Pratum Integrum, солисты Галина Кныш, Ольга Мартынова, Сергей Фильченко и «феерически» жестикулирующий дирижер Теодор Курензис (грек по национальности!) барочное «итало-греческое» великолепие музыки Березовского явили выше всяких похвал!
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  19.08.2003
«Театр.doc» начинает сезон с фестиваля-лаборатории
Сегодня, 19 августа, премьерой спектакля «Война молдаван за картонную коробку» открывается семинар-лаборатория участников проекта «Театр.doc». Поскольку этот весной отметивший свою первую годовщину театр едва ли не самый популярный театральный проект последнего времени, а лабораторный жанр для него до сих пор является основным -- то и не в затишье межсезонья это событие способно было бы привлечь внимание всех заинтересованных театральных наблюдателей. Сейчас же, когда большинство театров пока не открылось, а первых премьер ждать еще долго, новый спектакль «Театра.doc», а также презентации грядущих работ участников проекта явно по-настоящему заинтригуют публику... >>
  • //  19.08.2003
Итак, совсем скоро начнется новый концертный сезон. У концертных организаций планов громадье. Если судить о планах (минус обязательные процентов тридцать того, что слетит), сезон наверняка будет интересным. Несомненно, горячим. Ни музжурналисту, ни меломану на все не успеть. Предлагаю ходить одним на одно, другим на другое. Надо сказать, что иногда именно так и получается... >>
  • //  19.08.2003
Полное собрание светской музыки Максима Березовского сыграли в один вечер
Сие достопамятное событие случилось в конце минувшей недели в старинном театре усадьбы «Останкино» графа Николая Петровича Шереметева. Справедливости ради скажем: архив светских сочинений композитора невелик, и исполнение их всех занимает меньше двух часов. Тем большего уважения заслуживает труд молодого музыканта Павла Сербина, задавшегося благородной целью -- вернуть к жизни старинные партитуры некогда знаменитых и обласканных славой, а теперь известных лишь знатокам композиторов. Светские сочинения Максима Березовского виолончелист Павел Сербин разыскал в коллекциях Польши и Италии. Маленькой сенсацией стало исполнение первой в истории русской музыки симфонии, написанной Березовским во время итальянского турне в 1771--1773 годы... >>
  • //  19.08.2003
Два романа, речь о которых пойдет сегодня, вышли в серии «Мастера. Современная проза» (издательство АСТ), что само по себе, может, и не повод объединять их в единый сюжет. Однако пример довольно показательный, поскольку оба опуса представляют собой два варианта развития одной и той же сюжетной коллизии. В центре повествования мужчина средних лет. Повод для романной интриги весьма традиционен: у героя умирает любимая женщина. Слегка приоткрыв карты, предупрежу, что данные писательские опыты принадлежат разным географическим и критическим поясам: если один не выдержит никакой оценки, то другой -- заведомо больше самого изысканного критического определения... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика