N°13
27 января 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  27.01.2003
Умер крестный отец "копейки"
версия для печати
«Император», «король без короны»... Как только не называли этого человека, обозначившего собой целый век. Автомобильный двадцатый век. На 82-м году жизни мучительно скончался от рака простаты Джованни Аньелли -- человек, возглавлявший более полувека автомобильный концерн «Фиат». Приехали на похороны или прислали соболезнования семье Зинеддин Зидан и Генри Киссинджер, Михаэль Шумахер и Сильвио Берлускони, Жак Ширак и Мишель Платини... Ибо умер не просто промышленник-мульмимиллиардер, а человек невероятной судьбы. Если самой известной итальянкой двадцатого столетия сами жители Апеннин признали Софи Лорен, то самым выдающимся итальянцем ушедшего века -- Джованни Аньелли.

«Я могу купить на Земле все, кроме ветра», -- как-то признался Джованни Аньелли журналистам. Он умел жить полной жизнью, черпая ее радость щедрыми пригоршнями. Больше всего на свете он любил верных друзей, которым дарил в подарок роскошные лимузины; красивых женщин, которых баловал своей признательностью; спорт -- владел знаменитой футбольной командой «Ювентус» и конюшней «болидов» «Формулы-1». С правильными чертами лица, одухотворенными живыми глазами, огромный и статный, он словно сошел с картин, изображающих римских императоров. Он и в самом деле был императором на «Фиате», который превратил из маленького семейного предприятия в мировой холдинг, крупнейший концерн в Италии. Турин -- вот город, который почти полностью работал только на семейство Аньелли.

О нем, «короле без короны», наверняка будет снят не один увлекательный фильм. Жизнь его -- это роман, достойный пера Хейли или Пьюзо. В 14 лет Джанни -- так уменьшительно его звали в семье -- потерял отца. Он, Эдоардо, единственный сын и наследник, погиб страшной смертью: ему отрезало голову лопастью пропеллера гидросамолета. Вскоре умерла и мать -- ее, как Айседору Дункан, задушило шелковым шарфом. Слава богу, еще был жив дедушка, создатель фирмы и основатель династии. И Джанни мог позволить себе взять от жизни все ее удовольствия. Но началась вторая мировая, Дуче послал солдат на Восточный фронт -- в Россию. В их числе оказался и наследник Аньелли. В трагических обстоятельствах познакомился он с Россией -- той страной, в которой несколько десятилетий спустя была заключена одна из самых блестящих сделок «Фиата». В считанные месяцы на берегах Волги вырос город Тольятти, где на базе итальянской технологии начали выпускать «Жигули», советскую разновидность «Фиатов»...

Возглавив «Фиат», Аньелли показал, что он не только неплохой адвокат (у него было юридическое образование), но и удачливый бизнесмен, агрессивный в лучшем смысле этого слова. Поглотив соперников в Италии -- овладев «Ланчей», «Ивеко» и «Альфа-Ромео», -- Аньелли пошел на завоевание рынков в странах не только Восточной Европы, но и Латинской Америки. Он делал все, чтобы расширять свое присутствие во всех сферах, близких к автомобилестроению. Скажем, автозаправки "Аджип" с изрыгающей огонь пятиногой собакой на эмблеме -- это тоже он, Джанни Аньелли. Плюс гостиничное дело, издательства, страховые общества, чартерная авиакомпания, виноградники, предприятия по производству бумаги и автосборочных роботов...

Ставший за выдающиеся заслуги перед Италией пожизненным сенатором, с 1996 года он несколько отошел от дел, но передать бразды правления членам его собственного, семейного, клана никак не удавалось. Поистине злой рок преследовал этого красивого человека. Погиб от скоротечного рака племянник -- красавец Джованнино, в котором Аньелли видел продолжателя своего дела. Ушел из жизни сын Эдуардо, который, впрочем, и не был по характеру бойцом и все равно не смог бы никогда как бизнесмен управлять огромной империей... Дела «Фиата», не выдерживавшего в последнее время жесткой конкуренции с французскими, немецкими и американскими коллегами, пошли насмарку: за прошлый год только в автомобильном подразделении концерна образовался дефицит в 2 млрд евро. Заговорили о возможности покупки «Фиата» американцами, но Джанни возражал: «Империя была основана моими предками в 1899 году. Она должна оставаться итальянской. Продажа «Фиата» иностранцам? Нет, только через мой труп!»

Что ж, теперь это препятствие устранено...
Петр РОЗВАРИН

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  27.01.2003
Компании «Русснефть» может достаться «Нефть в обмен на продовольствие»
Экс-президент «Славнефти» Михаил Гуцериев продолжает восстанавливать утраченные нефтяные связи. Компания «Русснефть», которую он возглавляет, Минэнерго включило в список российских претендентов на участие в программе ООН «Нефть в обмен на продовольствие». Очевидно, г-н Гуцериев, имеющий неплохие связи в Ираке, пытается показать Багдаду, что не собирается терять отношений со страной... >>
  • //  27.01.2003
В неоправданном повышении цен на бензин
Антимонопольное ведомство в очередной раз предъявило претензии ЛУКОЙЛу. По мнению чиновников, в регионах, где работает компания, цены на топливо растут быстрее, чем в других областях России. Инициатором проверки ЛУКОЙЛа выступило Прикамское теруправление МАП, которое собирается проверить обоснованность повышения цен на бензин в Пермской области, где более чем 50% рынка топлива контролирует компания «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт». По информации МАП, в период с 15 января цены в регионе поднялись приблизительно на 15%. При этом, как подчеркивают в министерстве, аналогичная ситуация наблюдается и в других регионах, где основная часть рынка приходится на долю дочерних компаний ЛУКОЙЛа. В то же время там, где доминируют «Сибнефть», ЮКОС, ТНК и «Татнефть», наблюдалось либо менее значительное повышение цен, либо его не произошло вовсе. В частности, ТНК и «Татнефть» в Оренбургской области и Татарстане цены пока не меняли, ЮКОС, дочерние компании которого работают в Самаре, Пензенской и Ульяновской областях, снизил стоимость топлива, а «Сибнефть» в Тюменской и Курганской областях хоть и подняла цены, но не столь значительно... >>
  • //  27.01.2003
Акционеры «Кузбассугля» снова поссорились
Мирная жизнь между акционерами компании «Кузбассуголь» никак не налаживается. Как известно, приватизация этой угольной компании в 2001 году потребовала от государства специальных усилий: на период предпродажной подготовки руководить ей был откомандирован Дмитрий Мазепин (тогда -- первый зампред РФФИ). Да и после аукциона ему пришлось немало потрудиться, чтобы примирить двух акционеров -- «Северсталь» (владеет 52%) и концерн «Русская сталь» (48%, входят Новолипецкий металлургический комбинат, новосибирский трейдер «Белон» и «Евразхолдинг»). Сами они регулярно проверяли «мир» на прочность, и в минувшую пятницу конфликт вышел на новый виток... >>
  • //  27.01.2003
Центробанк не отдает фонд обязательных резервов
Дискуссия между Банком России и коммерческими банками о принципах формирования фонда обязательных резервов (ФОР), похоже, заходит в тупик. На прошлой неделе выяснилось, что банки и ЦБ по-разному оценивают ликвидность банковского сектора и макроэкономическую ситуацию в стране. Банкиры призывают первого зампреда Центробанка Олега Вьюгина как можно скорее снизить объем обязательных резервов или хотя бы изменить принципы их формирования. Единственное, что обещает ЦБ, -- рассмотреть вопрос о сокращении ФОР после запуска системы страхования вкладов и, возможно, разрешить банкам вносить в него облигации Банка России... >>
  • //  27.01.2003
Менеджмент «Газпрома» забыл согласовать покупку Каунасской ТЭЦ с советом директоров
Отношения «Газпрома» с Вильнюсом становятся все запутаннее. Мало того что переговоры с литовским правительством по приобретению концерном 34% акций национальной газовой компании Lietuvos dujos идут очень тяжело (см. «Время новостей» от 21 января), из-за халатности менеджмента серьезные проблемы могут возникнуть с Каунасской ТЭЦ, по которой «Газпром» уже выиграл приватизационный конкурс. Дело в том, что все сделки с имуществом правление газового концерна обязано согласовывать с советом директоров. В случае с покупкой Каунасской ТЭЦ этого сделано не был... >>
  • //  27.01.2003
«Император», «король без короны»... Как только не называли этого человека, обозначившего собой целый век. Автомобильный двадцатый век. На 82-м году жизни мучительно скончался от рака простаты Джованни Аньелли -- человек, возглавлявший более полувека автомобильный концерн «Фиат». Приехали на похороны или прислали соболезнования семье Зинеддин Зидан и Генри Киссинджер, Михаэль Шумахер и Сильвио Берлускони, Жак Ширак и Мишель Платини... Ибо умер не просто промышленник-мульмимиллиардер, а человек невероятной судьбы. Если самой известной итальянкой двадцатого столетия сами жители Апеннин признали Софи Лорен, то самым выдающимся итальянцем ушедшего века -- Джованни Аньелли... >>
  • //  27.01.2003
Депутаты Госдумы возражают против того, чтобы покупателем «Северной нефти», о продаже которой было объявлено на прошлой неделе, стала государственная компания «Роснефть». По их мнению, эта покупка может нанести ущерб государственным интересам, и если она все же состоится, то народные избранники намерены инициировать проверку сделки Счетной палатой и Генпрокуратурой. С этим заявлением выступили член комитета по энергетике, транспорту и связи Госдумы, депутат партии КПРФ Леонид Маевский и депутат СПС Владимир Семенов. По их мнению, вызывает удивление тот факт, что «Роснефть» намерена купить за 400--500 млн долл. компанию, которую не так давно оценивали в 100 млн долл. При этом, подчеркивают они, основной актив «Северной нефти» -- крупное нефтяное месторождение Вал Гамбурцева -- был приобретен всего за 7 млн долларов. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама