N°11
23 января 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  23.01.2003
Папильоточный шлягер
В Третьяковской галерее замещают голову шляпой

версия для печати
В чудесной и познавательной книге «Русский костюм и быт XVIII--XIX веков» консультанта открывшейся в ГТГ выставки «Дело в шляпе» Раисы Кирсановой приводится рассказ о том, как женщины для достижения признаваемого обществом идеала моды готовы были идти на любые жертвы: «мучиться в тисках корсета, спать в папильотках и из заботы о прическе портить книги». Раиса Кирсанова вспоминает случай, изложенный господином С.М., получившим от библиотекаря Д.И. Брюханова томик стихов Лермонтова в 1866 году. Через десять лет С.М. увидел: «Вырваны первые страницы и порваны другие хорошенькой девицей... которая просила книги для прочтения. С ужасом я узнал от слуги, что она вырывает страницы для завивки папильоток, причем, вандалка, не пощадила и портрета автора. Отнял книги и выругался по-извозщичьи».

Жертвой моды можно считать и открывшуюся выставку ГТГ. Сделана она по лекалам новых проектов Русского музея. Тема выбрана декоративная, легкость в мыслях необыкновенная. Зато сюжет беспроигрышный с точки зрения медийного пиара: «Дело в шляпе». И не надейтесь увидеть цельный по сюжету исторический рассказ об и.о. головы в истории культуры. И не думайте, что вас поразят обилием материала, развлекут остроумными дизайнерскими выдумками. В общем-то и моде создатели выставки присягают не нынешней, а совсем уж археологической, времен тех самых С.М., Брюханова и их младших современников, Гаева с Раневской. Композиция на антресолях ГТГ по адресу Крымский вал, дом 10, напоминает склад декораций в пронафталиненном старорежимном театре типа МХАТа Татьяны Дорониной. Выцветшие чепцы и колпаки с рюшами навевают какое-то унылое настроение. Еще не хватало только обязательной для пьес Островского--Чехова скамейки, на которую в расстройстве чуйств падает прима -- лауреат Ленинской и Государственной премий, народная артистка СССР. Скамейка жалобно скрипит. Сцена тонет в клубах поднятой пыли. Похожее экспозиционное «лицедейство» любит Русский музей -- давний поклонник провинциальной патетики, от которой чихать хочется. Живую речь заменил мелодраматической декламацией. Импровизацию -- «фризурной» хрестоматией.

В зале «шляпной» экспозиции с потолка свисают какие-то черные траурные портьеры. В них прячется дама полусвета -- «Неизвестная» Крамского. Выцветшие и сморщенные, как Аркадина на пенсии, шляпы fin de siecle из коллекции Исторического музея соседствуют с такими же «бабушечьими» ретро-фантазиями Виолетты Литвиновой и художниц салона под символическим названием «Страна мехов». Не хватает только кринолинов, китовых усов и польского бобра.

Представленные картины сами по себе прелестны (в данном случае вкус кураторов -- уважаемых сотрудников Третьяковской галереи -- не подвел). Любуемся портретами и натюрмортами Брюллова, Серова, Врубеля, Гончаровой, Ларионова, Шевченко, Кончаловского, Злотникова. Но ощущение, что набор случайный и может быть изменен в любом произвольном порядке, не покидает ни на минуту.

Похоже, такие «папильоточные» (иначе -- декоративные) выставки оправдывают себя и как коммерчески необходимый музею поп-шлягер, и как красивый антураж модных дефиле (до середины февраля в ГТГ на Крымском состоятся четыре модельных показа и в заключение 14 февраля -- презентация постановки «Маленького мирового театра» оперы Майкла Наймана «Человек, который принял свою жену за шляпу»). Безусловно, в целях всеобщего благоденствия «гламурные» показы должны иметь место. Об одном лишь прошу: не теряйте научный статус насовсем!
Сергей ХАЧАТУРОВ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  23.01.2003
100 лет назад родился Григорий Александров
Григория Васильевича Александрова вряд ли можно назвать художником сложной судьбы. Его биография искрит электрическими разрядами таланта, удачливости и энтузиазма. Не только в творчестве, но и в житейских своих проявлениях Александров, казалось, вплотную подошел к идеалу. Атлет, избегающий вредных привычек, но зато обладавший, по мнению Виктора Шкловского, «золотыми руками»... >>
  • //  23.01.2003
В Третьяковской галерее замещают голову шляпой
В чудесной и познавательной книге «Русский костюм и быт XVIII--XIX веков» консультанта открывшейся в ГТГ выставки «Дело в шляпе» Раисы Кирсановой приводится рассказ о том, как женщины для достижения признаваемого обществом идеала моды готовы были идти на любые жертвы: «мучиться в тисках корсета, спать в папильотках и из заботы о прическе портить книги». Раиса Кирсанова вспоминает случай, изложенный господином С.М., получившим от библиотекаря Д.И. Брюханова томик стихов Лермонтова в 1866 году. Через десять лет С.М. увидел: «Вырваны первые страницы и порваны другие хорошенькой девицей... которая просила книги для прочтения. С ужасом я узнал от слуги, что она вырывает страницы для завивки папильоток, причем, вандалка, не пощадила и портрета автора. Отнял книги и выругался по-извозщичьи»... >>
  • //  23.01.2003
На закрытие фестиваля «Лики любви» приехала Фей Данауей
Главным звездным угощением закрывающегося сегодня фестиваля «Лики любви» стала голливудская звезда 70-х годов Фей Данауей - в списке «100 лучших актеров» 1997 года она была названа 65-й. Самая известная у нас ее роль, конечно, Бонни из культового фильма Артура Пенна «Бонни и Клайд»... >>
  • //  23.01.2003
Голландские «Ангелы» в Москве
Introdans стал первой иностранной балетной труппой, появившейся на Новой сцене Большого театра. Сцена эта после того, как начальство пересмотрело планы ремонта и решило не закрывать надолго главное здание, потеряла черты планируемого лагеря оперно-балетных беженцев и обрела статус экспериментальной площадки... >>
  • //  23.01.2003
Раздали «Серебряные камеры - 2002»
Видимо, в вихрях сумасшедшего энтузиазма и художественной неразберихи, сопровождающих все мегапроекты Московского Дома фотографии, произошла чудовищная ошибка -- и первые оказались последними. Видимо, обозначенный в конце долгого лауреатского списка «специальный приз Альфа-Банка» является чем-то вроде Гран-при во всех трех номинациях. По-другому невозможно объяснить факт присуждения этого приза безусловному и единственному фавориту -- Сергею Браткову. «Моя Москва» Браткова, как роза среди лилий, как бриллиант среди кораллов, выделялась на общем ровном, но совсем не ярком фоне огромной, в три этажа Дома фотографии, «выставки по результатам конкурса». Остается надеяться, что премия Альфа-банка с необозначенными размерами окажется больше и лучше первых призов в отдельных номинациях и позволит издать проект Браткова в принятом цивилизованным миром для таких случаев книжном формате... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика