N°108
18 июня 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  18.06.2003
Итальянский детектив
В России стало больше икон

версия для печати
В апреле 2001 года в итальянском городе Комо задержали трейлер, набитый русскими иконами. Более 700 икон XVII--XIX в прекрасном состоянии пытались незаконно ввезти в Италию. Упорная работа итальянских и российских силовых и культурных ведомств увенчалась успехом не сразу. Потребовалось немало времени, чтобы установить, а затем подтвердить происхождение икон и начать процесс их возвращения на родину. Вчера в Министерстве культуры Российской Федерации в присутствии российских и итальянских участников детективной истории очередная партия возвращенных икон была торжественно передана Музею истории города Москвы, Орловскому областному краеведческому музею, Музею-заповеднику И.С. Тургенева, Русской старообрядческой церкви и храму Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии Римско-католической церкви. Передача икон Русской православной церкви отложена в связи с болезнью патриарха.

Представленные на небольшой выставке в Министерстве культуры иконы не потрясали своим качеством. Рядовая, совершенно не музейного уровня, массовая продукция позапрошлого века. Но эксперты обращали внимание не на уникальность и высокую ценность отдельных предметов, а на замечательный факт: иконы возвращаются исключительно в соответствии с нормами международного права -- Конвенцией ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, от 14 ноября 1970 года. Несмотря на многочисленные конференции, договоренности и «меры, принимаемые на международном уровне», случаи возвращения (реституции) культурных ценностей на основании только незаконного вывоза очень редки. Ведь в этом случае произведение искусства возвращается не конкретному владельцу, а стране, государству. Право собственности в этом случае признается за страной происхождения. Отработка этого нового для международного сообщества процесса в данном случае важнее, чем относительно незначительная стоимость переданных икон.

На пресс-конференции, посвященной торжественному событию, Министр культуры Михаил Швыдкой сравнил своих российских и итальянских коллег с героями детективного сериала «Спрут». Видимо, не только потому, что выглядели присутствующие итальянские генералы Винченцо Бассо и Уго Дзоттин, командующие Специальным подразделениями Финансовой гвардии Италии и Подразделением по охране культурного достояния, почти так же эффектно, как кинозвезды. Многомиллиардные обороты нелегального рынка культурных ценностей давно уже сравнивают с нелегальным оборотом наркотиков. Одно из подтверждений тому -- сотни задержанных только в Италии икон (ведь случай в Комо не единичный), приведенных в «товарный вид» недешевой реставрацией. Попытки противостоять этому процессу особенно активизировались в последние годы (своего рода катализатором стала культурная катастрофа в Афганистане и Ираке). И, по словам Михаила Швыдкого, «благодаря новым позициям России в мире», считавшиеся исключительно этическими нормы постепенно принимают юридическую форму и медленно входят в практику международных отношений.

Россия и Италия оказались первопроходцами. Не в последнюю очередь благодаря доброй воле итальянского правительства. Бочка меда российско-итальянского процесса не помогла министру забыть о печальном. В его горьком замечании о том, что требуемые итальянским законодательством доказательства принадлежности вещей России гораздо скромнее, чем те, что требует наша прокуратура, и «полностью соответствуют международной практике», чувствовались отголоски наболевшей проблемы -- бесконечно тянущихся и бесплодных реституционных тяжб.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ

  КУЛЬТУРА  
  • //  18.06.2003
Неожиданным фаворитом российского конкурса под занавес фестиваля стал фильм Геннадия Сидорова «Старухи». Именно этот фильм большинством голосов выбрала гильдия кинокритиков в качестве лучшего. Его же отметило жюри ФИПРЕССИ. Основное жюри рассматривало его среди основных претендентов на главный приз. И это был единственный фильм программы, который его горячие поклонники рекомендовали своим знакомым посмотреть при повторном показе на площади... >>
  • //  18.06.2003
Вчера поздно вечером в Сочи стали известны результаты XIV Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр». Как и предвидел наш обозреватель, >>
  • //  18.06.2003
Голливуд простился с Грегори Пеком
Больше трех тысяч человек -- родственников, друзей, коллег и поклонников -- пришло проводить в последний путь знаменитого актера Грегори Пека, скончавшегося в прошлый четверг у себя дома в Лос-Анджелесе на 88-м году. Среди знаменитостей, пришедших отдать долг памяти великому актеру, были Харрисон Форд, Гарри Беллафонте, Анжелика Хьюстон, Лорен Бэколл и Майкл Джексон. Вел церемонию давний друг Пека, актер Брок Питерс, который играл с Пеком в одном из самых известных и признанных его фильмов -- «Убить пересмешника» Роберта Маллигана. Роль Аттикуса Финча принесла Пеку в 1962 году его первый (после четырех номинаций) и единственный «Оскар» за лучшую мужскую роль... >>
  • //  18.06.2003
В России стало больше икон
В апреле 2001 года в итальянском городе Комо задержали трейлер, набитый русскими иконами. Более 700 икон XVII--XIX в прекрасном состоянии пытались незаконно ввезти в Италию. Упорная работа итальянских и российских силовых и культурных ведомств увенчалась успехом не сразу. Потребовалось немало времени, чтобы установить, а затем подтвердить происхождение икон и начать процесс их возвращения на родину. Вчера в Министерстве культуры Российской Федерации в присутствии российских и итальянских участников детективной истории очередная партия возвращенных икон была торжественно передана Музею истории города Москвы, Орловскому областному краеведческому музею, Музею-заповеднику И.С. Тургенева, Русской старообрядческой церкви и храму Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии Римско-католической церкви. Передача икон Русской православной церкви отложена в связи с болезнью патриарха... >>
  • //  18.06.2003
«Вальс белых орхидей» разогнал публику
Вроде бы тридцатые. Вроде бы Париж. На фонограмме -- скрежетание Равеля, шипение радио, меняющего Жака Бреля на «Лили Марлен», ну и голосок Адольфа пробивается, конечно. Либретто -- «по мотивам произведений Эриха Марии Ремарка» (без уточнений; видимо, имеются в виду все произведения сразу) -- хореограф написал сам. Зовут хореографа Константин Уральский, за фамилией в скобочках стоят три буковки «США», что означает постановки в балете Айовы. Учившийся в московском балетном училище и затем в ГИТИСе человек при громадном дефиците хореографов в России применения на родине себе не нашел. Нынешняя премьера в Русском камерном балете «Москва» -- «Вальс белых орхидей» -- объяснила, почему... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика