N°86
17 мая 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 АФИША
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  17.05.2002
Падчерица судьбы
версия для печати
В Москве на 89-м году жизни скончалась звезда советского кино Татьяна Окуневская, чью биографию можно назвать энциклопедией советской жизни. Она была дочерью царского офицера, вполне лояльного к новой власти, что в дальнейшем не спасло семью от арестов.

Первая крупная кинороль Окуневской -- юная жена старого фабриканта в фильме Михаила Ромма «Пышка» (1933). Затем по предложению того же Ромма Окуневская становится актрисой Реалистического театра, где играет в спектаклях «Мать», «Кола Брюньон», «Отелло» и др. В 1935--1936 годах она снялась в фильме «Горячие денечки». Через год были арестованы отец и бабушка. Как дочь врага народа ее уволили из театра, знакомые стали сторониться, хотя фильмы с участием Окуневской шли во всех кинотеатрах страны. Пришлось перебраться в Горький, где знаменитый провинциальный артист Собольщиков-Самарин после прослушивания зачислил ее в труппу «артисткой первого положения».

В годы войны начинается новый виток популярности Окуневской. Она снимается в фильмах «Александр Пархоменко» и принесшем ей всенародную любовь «Ночи над Белградом», выступает с концертами. В Ташкенте Окуневская знакомится с Анной Ахматовой и худруком находящегося в эвакуации Театра им. Ленинского комсомола Иваном Берсеневым. Последний предлагает ей роль Роксаны в «Сирано де Бержераке». Этот спектакль буквально «взорвал» Москву. Таких утонченных и царственных женщин русская сцена давно не видела.

В зените славы Окуневская отправляется в освобожденные страны -- Болгарию, Румынию, Югославию, Венгрию, Чехословакию, Австрию. Поездка стала роковой. 13 декабря 1948 года знаменитую актрису арестовывают по приказу Абакумова. Обвинение предъявлено по статье 58, пункт 3, часть 2 -- «Измена Родине в мирное время». На человеческий язык это переводится просто -- хотела остаться за границей. Следуют допросы, обвинения, издевательства. После Лубянки -- лагерь в Джезказгане. Потом опять -- Лубянка, Бутырка, «Матросская тишина». Пересмотр дела и опять лагерь. Наконец наступает 1953 год, но освобождение приходит не сразу. Был еще лагерь в Литве, затем возвращение из Вятлага в товарном вагоне, знаменитые «Кресты», пересылка в Кирове, лагерь на границе с Коми, горьковская тюрьма, болезнь...

После освобождения Окуневскую не утверждали ни на одну главную роль. Она снялась только в фильме «Ночной патруль» вместе с Марком Бернесом.

Татьяна Кирилловна скончалась после тяжелой болезни. До конца жизни она сохраняла женственность, артистизм, благородство и присутствие духа, который вопреки всем (в том числе и советским) невзгодам веет где захочет.
«Время новостей»

  КУЛЬТУРА  
  • //  17.05.2002
Второй эпизод «Звездных войн» на московских экранах
О том, чтобы второй эпизод «Звездных войн» хотя бы минимально приблизился по настроению, пафосу и мощи к оригинальным (четвертой, пятой и шестой) частям саги, не мечтал, пожалуй, ни один здравомыслящий фанат. Уже по эпизоду первому, «Призрачной угрозе», было понятно, что в старые мехи Джордж Лукас влил никак не вино, а пепси-колу, вдобавок еще и выдохшуюся. Один из величайших кинематографических мифов последнего тридцатилетия на глазах превратился в голографический фантом: объем вроде бы присутствует, но если заглянуть по другую сторону экрана, не увидишь ничего, кроме пустоты. Со следующей серией, начавшей свой заведомо триумфальный марш-бросок по экранам мира, дело обстоит еще хуже... >>
  • //  17.05.2002
«Рекорды»-2001 нашли своих хозяев
В 1998 году информационное агентство «Интермедиа» и Международная федерация производителей фонограмм (IFPI) при поддержке Министерства культуры учредили премию за наиболее продаваемые на территории России музыкальные релизы, компакт-диски и аудиокассеты. «Рекорд» вручается на основании объема продаж легальной продукции (о механизме подсчета газета «Время новостей» рассказывала 16 мая). Премия для индустрии, значит, о художественных достижениях речи нет. Ну и ладно, зато узнаем, за кого соотечественники голосуют рублем... >>
  • //  17.05.2002
В Большом зале Консерватории выступил новый музыкальный инструмент
Формально главной героиней вечера была электронная виолончель Silent Electric Cello от «Ямахи». В качестве события подавалась ее премьера, а не игра Давида Герингаса. (Десятилетия назад он входил в круг самых просвещенных советских исполнителей -- с блестящей русской школой и европеизмом взглядов. Теперь приезжает с концертами в Россию нечасто.) И не новая музыка совершенно неизвестного здесь и крайне популярного на Западе композитора Эркки-Свена Тююра. Не замыслы и манеры дирижера Гинтараса Ринкявичуса и не класс Российского национального оркестра... >>
  • //  17.05.2002
В Москве на 89-м году жизни скончалась звезда советского кино Татьяна Окуневская, чью биографию можно назвать энциклопедией советской жизни. Она была дочерью царского офицера, вполне лояльного к новой власти, что в дальнейшем не спасло семью от арестов... >>
  • //  17.05.2002
На Фотобиеннале приехала «сама фотография»
В рамках московского Фотобиеннале открылась последняя выставка -- фотографии легендарного японского мастера Нобуеси Араки. В Японии он считается революционером -- первым начал снимать ню. В Стране восходящего солнца, где даже в пунктах проявки действует цензура, это было смелостью. Первая выставка прошла в 1965 году, и с тех пор известность Араки растет как снежный ком. Мастер считает день прожитым зря, если не было отснято по крайней мере две-три пленки. Снятые им сюжеты и объекты сосчитать просто невозможно... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика