N°8
18 января 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 АФИША
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  18.01.2002
Афиша
версия для печати

Тем, кто мечтает увидеть живьем знаменитость

21 января в Большом зале Консерватории стартует фестиваль искусств, посвященный десятилетию известной премии. «Триумфаторы», разумеется, не ограничивают пространство фестиваля только БЗК: мероприятия пройдут и в Малом театре, и на стадионе «Лужники» и ГЦКЗ «Россия». Но все это, за исключением церемонии награждения нынешних лауреатов «Триумфа», которая состоится 28 января в Малом театре, события уже февральские (фестиваль продлится ровно месяц). А на открытие приедет один из лучших симфонических оркестров мира -- Израильский филармонический оркестр -- вместе со своим художественным руководителем и главным дирижером, легендарным маэстро, одним из самых на сегодняшний день успешных музыкантов Зубином Метой. Мета сделал феерическую карьеру: будучи выходцем из Индии -- не самой, мягко говоря, «академической» страны мира, -- он уже в 22 года добился признания. Мета возглавлял лучшие оркестры (Нью-Йоркский и Лос-Анджелесский филармонические, Монреальский симфонический), дирижировал концертами знаменитых трех теноров на стадионах. Сегодня он музыкальный директор популярного фестиваля «Флорентийский музыкальный май», возглавляет Баварскую оперу, а с Израильской филармонией связан пожизненным контрактом. В программу включена самая популярная симфония Густава Малера -- Первая, а также Увертюра Франца Шуберта «Розамунда» и блестящий Пятый концерт для фортепиано с оркестром Людвига ван Бетховена, в котором солировать будет Михаил Плетнев.

В «Ле Клубе» с 22 по 26 января пройдут концерты английского трубача Гая Баркера (начало в 21.00). Баркер -- обладатель премии «Лучший трубач» (1994) -- играл со Стингом. 1998 году благодарный Стинг выступил в качестве сессионного вокалиста на сольном альбоме Баркера What is Love. Когда этот альбом, состоящий из нетленных баллад Дюка Эллингтона, Билли Стэйхорна и Орнета Коулмена, услышал режиссер «Английского пациента» Энтони Мингелла, он сразу же предложил Баркеру озвучить свой следующий проект -- «Талантливый мистер Рипли». На «Баркеровой трубе» играл Дик, герой Джуда Лоу, погубленный безжалостным Рипли. Саундтрек фильма сделан с отменным вкусом! Теперь есть шанс посмотреть вживую на этого самого «джуда лоу с трубой».
Тем, кто знает толк в искусстве

В воскресенье, 20 января, в 16.15 смотрите в Музее кино фильм Стенли Донена и Джина Келли «Песни под дождем», более известный у нас под названием «Поющие под дождем» (США, 1952). Но как ни назови, он все равно останется одним из величайших фильмов в истории мирового кино и, вне всякого сомнения, лучшим и знаковым мюзиклом, шедевром на все времена -- даже несмотря на то, что сценарий был написан уже после того, как были собраны все песни, и беззастенчиво подгонялся под музыкальные номера. В главных ролях Джин Келли и Дебби Рейнольдс.

Концерт Госоркестра России (бывший светлановский, ныне возглавляемый Василием Синайским) под управлением дирижера Льва Маркиза (Нидерланды) и виолончелистки Наталии Гутман состоится 19 января в Большом зале Консерватории. Заявленная программа прямо-таки ласкает слух: «Неоконченная» симфония Франца Шуберта, «Шотландская» (третья по счету) симфония Феликса Мендельсона плюс один из самых сложных в виолончельном репертуаре драматичный концерт Шумана, который Наталия Гутман играет неистово, темпераментно, мощно -- одним словом, как умеет только эта великолепная виолончелистка, обладающая невероятным магнетизмом и заставляющая публику замирать при первых же звуках ее инструмента.

«Толковый» зритель, попав в Эрмитаж или Лувр, не побежит смотреть всяких там ренуаров с пикассами. Он спустится в мрачные подвалы и будет медитировать перед золотыми тритонами и мраморными драконами какой-нибудь дремучей эпохи. Мечтать о дворцах царя Ашурнацирапала, вспоминать о сокровищах египетских гробниц. Сегодня на улице «толковых» праздник. Галерея Fusion Culture Gallery представляет в Центральном Доме художника (Крымский вал, 10) свою коллекцию гандхарских изображений Будды II--IV веков н.э. Для эстетов и знатоков Древнего мира культура Гандхары -- клад. Расположена Гандхара в северо-восточной части Пакистана. Захватывает часть территории Афганистана и Средней Азии. Именно здесь пролегал Великий шелковый путь. Именно здесь странно встретились буддизм и античность. Фирменным стилем Гандхары стали синкретические образы Будд в античных тогах и с лицами римских богов. О культуре Гандхары мир вспомнил в связи с траурными событиями: взрывом гигантских Будд из Бамиана (кстати, тоже облаченных в римские тоги). Посетив новую выставку в ЦДХ, гурманы оценят фантастически красивую мягкую пластику, обилие вкусных иконографических подробностей (непривычная для буддийского искусства виноградная лоза, херувимы, кентавры). Негурманам экспозиция в ЦДХ тоже интересна. Есть шанс узнать, как выглядели исчезнувшие навсегда памятники афганской земли.

Александр Хургин живет в городе Днепропетровске сопредельного государства Украина и пишет русскую прозу. Про то, как живут в этом самом городе и вообще в сопредельном государстве. Например, о том, как рядом с фешенебельным рестораном стоит на посту девятнадцатилетний милиционер по фамилии Ильченко. Ресторан называется «Ночной ковбой». И рассказ, давший имя сборнику (М., «Вагриус»), называется «Ночной ковбой». И выходит, что Ильченко тоже в некотором роде «ночной ковбой», хотя строго-настрого ему наказано: стоять тихо, ни во что ни в коем разе не вмешиваться, пистолет из кобуры не вынимать. «Да и не смог бы он, наверно. Они же, какие ни есть, богатые, а все равно люди. Живые и здоровые существа. Он только мог рисовать в уме оптимистические картины -- что вот он подходит к тому, допустим, толстяку, вынимает своего «макарова» и выпускает ему в брюхо пол-обоймы минимум. А девку его победно уводит с собой. Куда уводит, Ильченко не думал. Уводить ее было, если подумать, некуда. И в его воображаемой картине присутствовало только «уводит». И все, без уточнений и адресов. Зачем ее уводить, Ильченко тоже представлял себе слабо и неопределенно. Не знал он, что делать с такими красивыми девками. Он и вообще не знал, что надо с ними делать. Хоть с красивыми, хоть с уродками. Не было у него подобного опыта, чтобы он мог знать. Ну, как-то не вышло. Не успел он в свои первые девятнадцать лет приобрести этот жизненно важный опыт общения полов. Здесь у него все было впереди. Если, конечно, было. Поскольку служит он в ресторане «Ночной ковбой» и никто на него не смотрит, ни одним взглядом не удостаивая. Так можно и всю жизнь прослужить. Никем не замеченным». Кроме, Хургина. И нас с вами. Вагриусовский сборник составили двенадцать рассказов и четыре повести. В том числе незабываемая «Страна Австралия», напечатанная «Знаменем» в 1993 году. Уже тогда стало ясно: Александр Хургин настоящий писатель.

В Москве появился интересный режиссер -- недавний выпускник курса Петра Фоменко Миндаугас Карбаускис. Одну из его постановок «Старосветских помещиков» надо посмотреть обязательно. Следуя принципам литовского театра, Карбаускис стремится всему придать символическое измерение. Иногда это получается здорово (после смерти Пульхерии Ивановны челядь моет пол, и Афанасий Иванович, восседая на тумбочке, катится по этому мокрому черному полу, словно пытается вслед за женой переплыть Стикс), иногда несколько нарочито. Но если талант его, в наличии которого нет оснований сомневаться, окрепнет, можно надеяться, что именно он станет первым режиссером, сумевшим соединить фоменковскую школу искрометного лицедейства с метафорической традицией литовского театра. Пока об этом можно только мечтать. Новая сцена МХАТа, 19 января, начало в 19.00.
Тем, кто хочет «быть в курсе»

Верующим и всем остальным не худо вспомнить о том, что 19 января православные отмечают праздник Крещения. Очень кстати сходить на выставку «Святая земля в русском искусстве», что открыта в Инженерном корпусе Третьяковской галереи (Лаврушинский пер., 12). Она завершает юбилейные торжества, посвященные двухтысячелетию христианства. Выставка полезна для духа и ума. Для духа -- уникальные иконы XVI--XVII веков. Для ума -- впервые собранная иконография памятников Древней Палестины с редких карт, гравюр и пейзажей от Средневековья до XIX столетия. Отдельный раздел -- перенос священной палестинской топографии на русскую землю, особое внимание уделено истории Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря под Истрой. Помимо икон, картин, предметов культа представлены документы о деятельности Православного Палестинского общества и русской духовной миссии. Для тех, кто хочет быть в курсе на все сто, -- роскошный каталог с отличными статьями и иллюстрациями.

«Ванильное небо» (США, 2001) -- римейк фильма испанца Алехандро Аменабара («Другие») под названием «Открой глаза» (к слову, доступного на видеокассетах). Все начинается как роковая мелодрама о красивых и богатых людях, а потом медленно (продолжительность фильма 2 часа 30 минут) спускается по спирали в какие-то невообразимые глубины, навевающие воспоминания об иных романах Филлипа К. Дика. Испанских актеров заменили голливудские звезды Том Круз и Кэмерон Диаз, а новоявленная крузовская пассия Пенелопа Крус ничтоже сумняшеся исполняет ту же самую роль, что и в фильме-оригинале. Но лишний раз посмотреть на нее всегда приятно. Режиссером стал Кэмерон Кроу («Джерри Магуайр», «Почти знамениты»). Смотрите в кинотеатрах «Аврора», «Алмаз», «Байконур», «Варшава», «Каро Фильм», «Орбита», «Первомайский», «Победа», «Ролан», «Экран», «Электрон». Премьера в «Пушкинском» в четверг, 24 января, в 19.00.
Тем, кто с трудом закончил восемь классов

Но не всем. А для тех, кто переполз в девятый, чуть не провалился на вступительных экзаменах, а теперь в институте ежегодно (уже лет десять) берет академ, но мечтает об аспирантуре. Такие люди и оценят Генри Роллинза. Ведь он столь же разноплановая творческая личность, всю дорогу борющаяся с обывательской скукой. Роллинз -- титан современных маргинальных жанров: вокалист (не умеющий ни петь, ни играть) хардкоровой группы Rollins Band, автор «путевых заметок», идеолог strаight edge -- здорового образа жизни как продолжения любви к тяжелой музыке. Над татуировками, бритым затылком и брутальной рожей этого идеального характерного актера («Погоня», «Джонни-мнемоник» и др.) можно, конечно, потешаться. Но именно ему удалось соединить три идеологии -- спортивную, рок-н-ролльную и «ботаническую» (в школьном смысле). Да так изящно! Оказалось, что можно сочетать «рубилово» на концертах со спортом, а трезвость -- с писанием стишков и рассказиков. И без риска быть обвиненным в нетрадиционной сексуальной ориентации! «При Роллинзе» рок-музыка перестала -- пусть для немногих! -- быть символом невостребованности; наоборот, ты -- самый лучший, и не только фрондой, спесью и хамством, но и делом можешь это доказать это!

Роллинз был у нас уже два раза -- с концертом Rollins Band и со Spoken-word show, где он вслух зачитывал свою книгу. (Кстати, за компакт-диск литературных дневников Генри получил «Грэмми»).

Собственно, музыка Rollins Band «на любителя». Которые ее и так знают. За десять-то институтских лет чего не узнаешь! УСЗ «Дружба» в «Лужниках», 24 января, 19.00.
Тем, кто хочет культурно развлечься

«Шут Балакирев» -- последняя пьеса Григория Горина, обладающая всеми обычными горинскими достоинствами и недостатками. В ней перемешаны лирика, фарс и абсурд, а прошлое помогает осмыслить настоящее. В ней много фраз, которые разойдутся на цитаты, и чудесных сцен, в которых есть что сыграть артистам. В ней нет одного -- драматургического единства. «Шут Балакирев» распадается на отдельные номера, и этот недостаток пьесы, наверное, можно было бы преодолеть, но Марк Захаров пошел другим путем. Он решил, что Горин -- не беда, и возвел репризный метод в принцип. Эстрадной стихии отдаются и Николай Караченцов (Меншиков) и Александр Збруев (Ягужинский). Коллектив шутов при петровском дворе и вовсе напоминает участников ансамбля «Дюна», талантливо косящих под придурков. На фоне прочих выделяется Олег Янковский, сумевший даже в откровенно фарсовых сценах сыграть трагического Петра. Но кто действительно должен на следующий день проснуться знаменитым, так это Сергей Фролов в роли самого Балакирева. Бессовестно органичный смешной увалень, словно специально рожденный для того, чтобы играть шута. «Ленком», 20, 21 января (19.00).

Когда серия «Оригинал. Литература категории А» (М., «ОЛМА-ПРЕСС») еще только готовилась, ее составитель Борис Кузьминский не раз намекал: шестая книга серии будет неожиданной и шокирующей. Имя автора старательно скрывалось, что придавало сюжету дополнительный интерес. Автором оказался историк Константин Плешаков, нечастые журнальные публикации рассказов которого вызвали благосклонный интерес критики. В сборник вошли восемь рассказов и заглавный роман «Красный камень». На задней обложке -- предупреждение: «Если вам нет 18, эта книга не для вас». Видимо, имеются в виду гомоэротические мотивы, хотя особо откровенных эпизодов в романе нет. Есть прихотливый авантюрный сюжет с метафизическим привкусом (поиски сокровища, мифического «красного камня», подразумевающие, кроме прочего, поиски идеала, смысла бытия, самого себя). Есть три «сопряженных» эпохи: канун революции и гражданская война; тридцатые годы и война Отечественная; современность. Есть единство места -- волшебный Крым, каковой и является истинным героем сочинения. (И быть может, самим вожделенным «красным камнем».) Слог соответствует предмету: то бархатистый, то кристаллический, то пьяновато дикий, то трепетный до озноба. Местами манерно, но это «входит в стоимость путевки». Читать роман интересно. Рассказы -- тоже. Тем, кто считает себя продвинутым

На «Сирано де Бержерака» в постановке Владимира Мирзоева ни в коем случае не стоит идти тем, кто надеется увидеть романтическую историю о героическом французском поэте и его Прекрасной даме. Поэта играет Максим Суханов, богатырь с угловатой пластикой, лукавым прищуром и потрескивающим на высоких нотах голосом, даму -- Ирина Купченко, внешность которой обезображена нелепым париком, отчего временами она смахивает на молодящуюся Бабу Ягу. Смириться с таким снижением женского образа будет сложно даже продвинутому зрителю. Зато с деромантизированным главным героем и смиряться не надо. Наблюдать за ним -- истинное наслаждение. Это, пожалуй, самый необычный и в то же время убедительный Сирано за всю сценическую историю этой пьесы. И самая интересная роль блистательного артиста. Театр им. Вахтангова, 18 января, начало в 19.00.

Книга «Неизданный Хармс» (СПб., Гуманитарное агентство «Академический проект») дополняет трехтомное Полное собрание сочинений главного абсурдиста всех времен и народов (1997). Сюда волей составителя (В.Н. Сажин) вошли трактаты, статьи, письма, а также стихотворные и прозаические тексты и отрывки, ускользнувшие из трех первых томов. Хармс остается Хармсом. При любой погоде и любых властях. лицо рахитика мне знакомо/ за ушами неведомый страх/ удивленного рта осколок/ поклоняется у креста/ распухает глазное яблоко/ отворачивается лицо/ зарождается (1927; прежде не печаталось). В принципе сведения об этом скрупулезно подготовленном издании надо бы печатать под рубрикой «Для тех, кто ценит здоровый консерватизм». Но страх берет.
Тем, кто ценит здоровый консерватизм

Авангард как классику представляет сегодня Музей искусств народов Востока (Никитский бульвар, 12а). 15 января там открылась экспозиция-диалог «Точки соприкосновения». Встретились два мэтра, россиянин Май Митурич и японец Рюсэки Моримото. Оказалось, им есть что сказать друг другу. Оба увлекаются созданием каллиграфических коллажей из букв, слов и картинок. Оба влюблены в классическую поэзию Страны восходящего солнца. На одних графических листах художники выполнили иллюстрации к классическим трехстишиям-хайку знаменитых поэтов Мацуо Басе и Масаока Сики. Свитки в жанре хайга, иллюстрации к японским сказкам в своей стилистике хрупкой прозрачности могут поспорить с лучшими памятниками традиционной восточной шелкографии.

В спектакле «Иванов», поставленном Виталием Соломиным с самим собой в заглавной роли, зритель может встретиться сразу с двумя «консерватизмами». Во-первых, это добротный психологизм, которому мог бы позавидовать нынешний МХАТ. От него в спектакле представительствуют сам Соломин и превосходный Василий Бочкарев в роли доктора Львова. Во-вторых, традиция самого Малого театра. Как только на сцене оказываются второстепенные персонажи, пастельные мхатовские тона сразу же превращаются в масляные краски самых ярких цветов. Зюзюшки, бабакины и боркины со знанием дела выпивают, смачно закусывают и самозабвенно играют в карты, превращая вполне бытовые действия в увлекательные театральные этюды. Друг с другом эти «консерватизмы» сочетаются плохо, но по отдельности очень хороши. Малый театр, 18 января, начало в 19.00.

«Ле Клуб» с 17 по 20 января (начало в 21.00) представляет концерты американской джазовой певицы и пианистки Кармен Ланди. На сегодня Кармен, помимо работы с разными джазменами, выпустила пять сольных компакт-дисков. Первый -- Good Morning Kiss (1986), чья заглавная песня в течение 23 недель стояла на первом месте в чарте Billboard. В конце 2001 года сольный альбом певицы This is Carmen Lundy занял четвертое место в чартах United Press International.

А вот шоу, как будто специально придуманное для тех, кто любит коммунистическое прошлое. И для тех, кто его ненавидит. Концерт, посвященный семидесятипятилетию композитора Александра Зацепина, удовлетворит «коммунистов» -- потому что популярные песни писал для советской эстрады Зацепин, а «либералов» -- потому что не «совок» это, а нормальный поп-мейнстрим. Автора кинохитов «А нам все равно», «Остров невезения» и проч. с днем рождения поздравил сам президент. Понятно, что на юбилее выступят все, все, все: Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, Филипп Киркоров, Олег Газманов, Николай Расторгуев, Марина Хлебникова, Анне Вески, Валерий Сюткин, Анастасия, Евгений Осин, группы «Бабье лето», псевдофолковые «че-те-надо» «Балаган лимитед», женские «Сливки» и «Шиншиллы», детские «Непоседы» и др. Аккомпанемент -- Первый отдельный показательный оркестр Министерства обороны РФ под управлением генерал-лейтенанта Виктора Афанасьева и Государственный концертный оркестр Белоруссии под управлением Михаила Финберга. 18 и 19 января, ГЦКЗ «Россия», начало в 19.00.


Тем, кто хочет порадовать детей

На святках положено развлекаться в народно-религиозном духе. Для самых маленьких -- от трех или четырех лет -- клуб «Проект ОГИ» предлагает в эти выходные фестиваль вертепов. Вертепное представление всегда разыгрывается на один и тот же -- рождественский -- сюжет, а вертепный театр представляет собой ящик без передней стенки, где и размещаются куклы. В старое доброе время после торжественной первой части давали комедию -- например, про то, как жена Ирода кокетничала с генералом. В субботу, 19 января, и воскресенье, 20 января, во всех заведениях сети «ОГИ» состоятся такие представления. В Потаповском переулке в субботу дает спектакль Коломенский фольклорный театр «Пилигрим», а в воскресенье -- вертеп ансамбля Дмитрия Покровского, в «ПирОГИ» на Пятницкой и Б. Дмитровке в одно и то же время -- в 13. 00, в воскресенье как-то умудрятся поспеть «Вертеп семьи Гурковых» и фольклорный ансамбль «Душегреи». На Петровке детям покажут «Бродячий вертеп» Грефа, но не волнуйтесь, это не то, про что вы подумали, -- этот Греф не тот Греф, а совсем другой. И вертеп у него обычный -- младенец, Ирод, Вифлеемская звезда...

Младое племя не худо познакомить с тем, в какие куклы и игрушки играли их (пра)бабушки в двадцатые--пятидесятые годы. Выставка «Наше счастливое детство» открыта в Государственном историческом музее. История России в куклах -- один из самых удачных проектов, запущенных ГИМом в декабре 2000 года. Тогда рассказывали о «детстве в царском доме». Теперь -- о детстве будущих летчиков, механизаторов и трактористов. Удивительное дело, несмотря на жестокий идеологический прессинг, детскому миру советской страны волшебным образом удалось этого диктата избежать. Глядя на пластмассовую конницу Буденного и оловянных пограничников, вспоминаешь не агитки из учебников, а любимую песочницу во дворе и казаки-разбойники в детском саду. Приблизительно то же, надеюсь, будут вспоминать и поколение девяностых (двадцатого), и поколение десятых (двадцать первого).

Наконец, воспользуйтесь оттепелью и сводите ребенка в Московский зоопарк -- со взрослого там возьмут за вход всего 40 рублей, а дитя до семи лет и вовсе пустят бесплатно. Погуляв по мокрым аллеям и насладившись сахарной ватой, ступайте греться в зимний обезьянник -- там резвится полуторагодовалый орангутан борнейского подвида по имени Захар. Он родился 9 сентября 2000 года. Мать Захара легко перенесла беременность и роды, но от детеныша отказалась. Пришлось, как это обычно в неволе и происходит, забрать Захара на искусственное выращивание. Когда обезьяна подросла, ее стали приучать к родителям, постепенно это удалось -- теперь Захар постоянно живет с мамой и папой, они, в общем, не ссорятся и часами играют. Зрелище вполне забавное и даже поучительное.

Афишу подготовили:

Марина Давыдова (театр), Анна Ветхова (классическая музыка), Александр Беляев (неклассическая), Станислав Ф. Ростоцкий (кино), Андрей Немзер (книги), Сергей Хачатуров (выставки)
«ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»

  АФИША  
  • //  18.01.2002
Афиша для читателей газеты «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика