N°76
27 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 АФИША
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  27.04.2002
Джеймс Бонд против «Газпрома»
версия для печати
Доктор Эберхард Бузек -- известный австрийский политик и специалист по Балканам. В прошлом -- вице-канцлер Австрии и председатель влиятельной Народной партии, после заключения Дейтонского соглашения он был назначен координатором Инициативы по кооперации в Юго-Восточной Европе. С начала нынешнего года г-н Бузек -- специальный координатор ЕС по Пакту стабильности в Юго-Восточной Европе, на этой должности он сменил немца Бодо Хомбаха. С Эберхардом БУЗЕКОМ беседует корреспондент газеты «Время новостей» Юрий ШПАКОВ.

-- В 1999 году, когда был учрежден Пакт стабильности, Москва изъявляла желание активно в нем сотрудничать. Есть ли у России перспективы на участие в конкретных программах?

-- Мы постоянно обмениваемся информацией с главой российской миссии в ЕС. Мне уже приходилось в новой должности встречаться в Москве с замминистра иностранных дел Евгением Гусаровым. Учитывая высокий интерес к программам со стороны России, я предложил делегировать ее представителя в наш аппарат координатора по Пакту стабильности. Мне на это ответили, что есть финансовые затруднения. Со своей стороны мы открыты для работы такого представителя.

-- Но Россия в любом случае -- главный энергетический партнер Балкан.

-- Да, и в этом определенная проблема. Снабжение газом сейчас практически монополизировал «Газпром», который упорно не допускает в этот регион иных игроков газового рынка. Эту проблему нам предстоит решать. В плане электроснабжения ведется восстановление линий электропередачи, но в среднесрочной перспективе мы будем заниматься формированием на Балканах ранка электроэнергии, и финансовые средства на это со стороны ЕС выделены.

-- Намерены ли западные доноры балканского региона что-либо предпринять для преодоления монополии «Газпрома»?

-- У нас были на этот счет интересные идеи, например параллельные поставки природного газа на Балканы из Германии, предварительные переговоры велись с фирмой Ruhrgas. Однако «Газпром» настолько решительно этому противостоял, что от этого, к сожалению, пришлось отказаться. С российской стороны было оказано слишком мощное давление. Сейчас мы прорабатываем новые идеи, а именно как доставлять на Балканы природный газ и нефть из каспийского региона. Честно говоря, меня вся эта дискуссия очень забавляет: трубопроводы, геополитика... Не могу избавиться от ассоциаций с одной из последних серий про Джеймса Бонда (имеется в виду фильм 1999 года «Одного мира мало», в котором агент 007 противостоит попыткам злодеев уничтожить нефтепромыслы Азербайджана. -- Ред.). Что-то вроде серьезной политики с голливудским налетом.

-- Пакт стабильности учреждали с большой помпой. Можно ли сегодня, три года спустя, сказать, что эта структура себя оправдала?

-- Безусловно. У стран-членов благодаря пакту появилась европейская перспектива. Для нас же, государств Евросоюза, я в этом глубоко убежден, это «пакт надежды». Надежды на то, что наши соседи расстанутся с коммунистическим прошлым и вольются в единую Европу. Мы фактически посредники, в нашем распоряжении 5 млрд евро, которые мы должны направить в нужное русло. Иногда, правда, страны-потребители подходят к Пакту стабильности как к некоему каталогу универсального магазина, где можно найти для себя сразу все. Но мы не в состоянии делать все одновременно, поэтому ситуация заставляет нас расставлять приоритеты.

-- Приоритеты все-таки расставляете вы, а не сами «клиенты»?

-- Первейшей задачей является воспитание у людей, живущих в этом регионе, способности самим брать на себя ответственность. Путь этих стран в Европейский Союз -- это путь расширения самостоятельности. Ведь Юго-Восточной Европой 200 лет кто-то все время управлял извне. Управленческие модели прошлого имеют поразительное сходство с нынешними -- в Косово, Боснии. Решения принимались в Лондоне, Париже, Берлине, Вене, а позже Санкт-Петербурге и Москве. Например, после возникновения Королевства Греция в 1827 году этой страной длительное время управлял совместный орган европейских консулов. Или пример, который мне ближе по моему национальному происхождению, -- Босния и Герцеговина. Она была протекторатом, частью старой монархии. Руководил ею министр финансов из Вены. В результате -- отсутствие навыка самостоятельности в этих шаг за шагом образовывавшихся независимых государствах. Там проявился синдром необходимости получать предписания извне. В последнее время мы все больше делегируем управленческие и им подобные ведомства в сам регион. Например, совместный орган по борьбе с организованной преступностью на Балканах находится теперь в Бухаресте, и финансируется он в существенной степени самими странами региона. Иными словами, происходит постепенный отход от «потребительского менталитета», мы превращаемся в ассистентов. Пожалуйста, только не ждите, что все это произойдет за одну ночь. Это педагогический процесс, который необходимо проводить с большим чувством такта и с разной степенью интенсивности в различных сферах.

-- Вы не боитесь, что этот «педагогический процесс» в какой-то момент обернется новой вспышкой национализма?

-- В странах, образовавшихся вследствие распада бывшей Югославии, происходят те общественно-политические процессы, через которые мы сами давно прошли. И за которые мы, кстати, заплатили высокую цену. После распада Югославии на свет божий выползли конфликты, которые складывались веками, а при коммунистах попали как будто в «морозильник». Простите мне такое неаппетитное сравнение: когда начинаешь размораживать старое мясо, то оно дурно пахнет. Но мы должны признать и нашу ответственность. Моим землякам австрийцам, размышляющим о том, что происходит нынче в Косово, я должен сказать, что мы сами в этом виноваты. Почему? В свое время после занятия Косово габсбургской армией сербское население этой области под обещания о свободной стране и освобождении от налогов взяли под локотки и переместили. Куда? В Краину, Хорватию! Где они добровольно-принудительно находились еще и несколько лет назад. Есть и другие живописные примеры, связанные, скажем, с переводом из-под Будапешта в косовский Печь трех православных храмов. Это было сделано по чисто пропагандистским причинам. Дескать, смотрите, какой свободой пользуется сербская православная церковь в недоразвалившейся Османской империи, союзнице Австро-Венгрии. В 1912 году, когда из Османской империи начала выделяться Албания, то не кто иной, как тогдашний австрийский министр иностранных дел взял на себя миссию решения вопроса о том, какие районы она должна занимать. Министр считал, что это должно было быть государством Албании и Косово. И косовская проблема возникла именно тогда, а не сегодня. Мы внесли свой вклад в то, что она появилась, и наш долг -- помочь ее решению.

-- Вы верите, что когда-нибудь наступит время, когда Босния, например, будет сама решать свою судьбу?

-- Представителю ЕС Вольфгангу Петричу удалось добиться того, что в стране идет конституционный процесс. В Дейтоне в свое время было достигнуто лишь прекращение огня. Единственная возможность решения боснийской проблемы -- это сплочение людей в стране, что должно привести к появлению чувства ответственности за собственное государство, за самих себя. Процесс, несомненно, ускорится, если международное сообщество и впредь будет финансировать эти процессы. Я настроен оптимистично, хотя трудностей, конечно, очень много.

Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы, в котором участвуют 40 государств и международные финансовые организации, был учрежден в июне 1999 на министерской встрече «восьмерки» в Кельне по инициативе правительства Германии. Участники объявили о готовности содействовать обеспечению политической, правовой и экономической стабильности на Балканах. В задачи специального координатора Пакта стабильности входит согласование инициатив стран-членов, а также посредничество в диалоге между конфликтующими сторонами. Бюджет Пакта составляет 5,4 млрд евро. Германия несет 7% расходов на его проекты и программы, являясь второй по значению после США (19%) страной-донором. Среди нынешних приоритетов Пакта -- подписание договоров о свободной торговле между балканскими странами, формирование здоровой экономической инфраструктуры, прежде всего в области энергоснабжения, борьба с организованной преступностью.
Беседовал Юрий ШПАКОВ

  ЗАГРАНИЦА  
  • //  27.04.2002
Наш корреспондент ждет, когда президент Ниязов выполнит обещание
«Всем непонятно -- что мы делаем, что строим, чем живем, наши-то понимают, но со стороны...» Эти слова президента Туркмении Сапармурата Ниязова стали своего рода эпиграфом к его подробному рассказу о себе, своей стране и ее соседях, в который превратилась пресс-конференция Туркменбаши в дни каспийского саммита в Ашхабаде. Журналисты, что не поленились прийти рано утром во дворец «Рухыет», не пожалели -- они были в восторге, настолько простым и доступным оказался «глава всех туркмен»... >>
  • //  27.04.2002
Доктор Эберхард Бузек -- известный австрийский политик и специалист по Балканам. В прошлом -- вице-канцлер Австрии и председатель влиятельной Народной партии, после заключения Дейтонского соглашения он был назначен координатором Инициативы по кооперации в Юго-Восточной Европе. С начала нынешнего года г-н Бузек -- специальный координатор ЕС по Пакту стабильности в Юго-Восточной Европе, на этой должности он сменил немца Бодо Хомбаха. С Эберхардом БУЗЕКОМ беседует корреспондент газеты «Время новостей» Юрий ШПАКОВ... >>
  • //  27.04.2002
РПЦ и обида Фиделя
К приближающейся Пасхе православные готовятся по всему миру, даже там, где их совсем немного. Как, например, на Кубе. Православная община выходцев из бывшего СССР на Острове свободы не превышает 200 человек (всего наших соотечественников там порядка 3 тысяч), но они уже несколько лет добиваются от Гаваны разрешения возобновить деятельность русского православного прихода... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика