N°73
24 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  24.04.2002
Восемь кило истории кино
Сегодня презентация первых четырех томов новой энциклопедии

версия для печати
Последний раз кинословарь в нашей стране выходил в 1984 году -- в те времена над ним восемь лет трудилось около ста человек, огромное издательство «Большая советская энциклопедия». Новое издание в семи томах готовят восемь человек, и это, как говорит его составитель, главный редактор журнала «Сеанс» Любовь Аркус, «включая верстальщика, редактора по иллюстрациям, бухгалтера».

Пока вышло три красивых красных тома кинословаря «Новейшая история отечественного кино. 1986--2000» (общий вес -- шесть килограммов, всего 1664 страницы) и один из четырех томов «Кино и контекст» (комментированная хроника событий в кино и хроника культурной, политической, бытовой жизни). Каждая персоналия включает небольшое авторское эссе, краткую биографическую справку и максимально полную библиографию. Тексты для энциклопедии писали 112 кинокритиков, известные, не очень известные, совсем начинающие.

Четырнадцать лет истории отечественного кинематографа запечатлено, описано и теперь не пропадет для потомков. «Я считаю, -- говорит Любовь Аргус, -- что это один из плодотворнейших периодов российской киноистории. Было сделано огромное количество фильмов. И соотношение шедевров с общей массой получилось не меньше, чем в предыдущие годы. Например, я считаю выдающимся фильм «Нога» покойного Никиты Тягунова. Но уже была информационная блокада, не работали возвратные механизмы, не было проката, люди не смогли его посмотреть. Таких фильмов довольно много. Было и огромное количество, к сожалению, очень плохого кино. Но исследователю равно интересно все, потому что и в том и в другом отразилось время».

Самым болезненным был вопрос отбора персоналий. Были составлены списки, которые затем прошли экспертизу, их корректировали киноведы и представители разных цехов киноотрасли. Но, безусловно, считают составители, кто-то оказался пропущен, забыт. Основная проблема заключалась, по мнению Аркус, в том, что «когда закончилась советская власть, к сожалению, развалилась вся наша информационная структура». «Не стало социализма, не стало ни учета, ни контроля, -- считает она. -- Есть огромное количество фильмов, даже названий которых в точности вспомнить не мог никто. Ни актеры, которые в них снимались, ни режиссеры, которые снимали эти фильмы, и даже копий этих фильмов нет! После того как была сделана верстка и корректура, мы выяснили, что пять человек название одного и того же фильма произнесли по-разному. И в нашем указателе он упоминается в пяти разных вариантах. То же происходило с датами съемок и выпуска на экран и даже со странами-производителями. Несоответствий, разногласий выявилось такое количество, что нам пришлось на полгода остановиться и начать все сначала. Я не сомневаюсь, что ошибки все равно будут. Единственно, могу сказать от всего сердца, что мы сделали все, что от нас зависело. Мы ни в чем не давали себе поблажки».

Профинансировало проект Госкино (ныне Служба кинематографии при Министерстве культуры РФ), небольшие гранты предоставил Фонд Сороса, а студия «Ленфильм» помогла с помещением и оперативными расходами.

Цена трех томов кинословаря в интернет-магазине -- 2200 рублей.
Вита РАММ, Алена СОЛНЦЕВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  24.04.2002
Scorpions выступили в Кремле. Без оркестра
В прошлом году русские народные «скорпы» уже выступали в Москве, со светлановским оркестром. В этом году они выступали два дня подряд, играя акустическую программу, созданную в прошлом году и записанную на альбоме Acoustica. Это симпатичный альбом «лучших песен», записанных живьем в Португалии. Хотя волна акустических (unplugged) альбомов давно прошла, Acoustica не выглядит чем-то сверхархаичным. Даже наоборот -- «скорпов» акустическое звучание явно оживило... >>
  • //  24.04.2002
Молитва робота
Вчера открылась самая радикальная из московских художественных ярмарок -- «Арт-Москва». Ее участники традиционно шокируют обывателя непредсказуемостью и непохожестью на то, что широкая публика привыкла считать искусством. Однако отношение к модернизму меняется и среди российской, в целом очень консервативной, культуры. Например, на соискание Государственной премии выдвинута инсталляция Сергея Шутова «Абак». Хотя есть среди номинантов и художник Колупаев, на полотнах которого, как говорится, «оживает Русь»: изображенные с точностью к мифической детали русские ремесленники, а также «Лихие люди» с топорами и булавами. И монументальная инсталляция скульптора Ковальчука, проект «Сынам России»: Гоголь в ночной рубашке, Иван Грозный, Столыпин, похожий на английского полисмена. Так что степень «продвинутости» государства при объявлении лауреата еще предстоит оценить. О Сергее Шутове и его шансах на победу рассуждает искусствовед Валентин ДЬЯКОНОВ... >>
  • //  24.04.2002
Сегодня презентация первых четырех томов новой энциклопедии
Последний раз кинословарь в нашей стране выходил в 1984 году -- в те времена над ним восемь лет трудилось около ста человек, огромное издательство «Большая советская энциклопедия». Новое издание в семи томах готовят восемь человек, и это, как говорит его составитель, главный редактор журнала «Сеанс» Любовь Аркус, «включая верстальщика, редактора по иллюстрациям, бухгалтера»... >>
  • //  24.04.2002
Мне действительно хотелось бы составить подобие памятки для читателя, впервые открывшего книгу прозаика Павла Улитина (1918--1986). По некоторым признакам можно понять, что такой читатель уже есть или вот-вот появится. Кажется, пришло его время. С запозданием на полвека, но это как водится. Мы не знаем, когда Улитин начал писать «свою», особенную прозу. Среди рукописей, изъятых у него в 1952 году, значатся черновики двух романов и рукопись третьего -- «Возвышенная организация». Уже в этом названии ощущается скрещивание значений, характерное для зрелой прозы Улитина: цитата из «Бесов», но еще и эвфемизм, обозначающий другую организацию, не столь возвышенную. А среди его записей можно обнаружить и такую: «Листочки в кармане в 43 году ничем не отличались от страниц, написанных в 34-м»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика