N°7
17 января 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  17.01.2002
Золото Гора
В галерее Марата Гельмана выставлены изображения слов

версия для печати
В галерее Марата Гельмана открылась выставка Гора Чахала под названием Mein Gold («Золотые мои») -- перевод авторский, дословный звучал бы как «золото мое». Представлены большие работы, изображающие друзей художника и среднерусскую лесостепь, все как бы из золота (компьютерная графика). Сопровождает их текст, в котором художник объяснил, что золото для него -- субстанция нематериальная, далекая от бренного злата денег, -- автор мечтает вернуть золоту значение божественного сияния, «света невечернего», преображающего как лица друзей, так и родной пейзаж.

Работу Чахала можно воспринимать как попытку изображения метафоры «дорогой человек» или «золотое сердце». Репрезентация языковых клише мерцающим и переливающимся золотым сиянием -- прием, типичный для концептуального искусства. Сегодня на российской художественной сцене осталось мало художников, продолжающих традиции концептуализма, некогда принесшего отечественному андерграунду мировую известность. Достаточно холодная и отстраненная авторская позиция стала непопулярной в эпоху расцвета массмедиа и новых технологий, эффектность и соблазнительность которых явно затмевают строгость и минимализм концептуальных произведений.

Своеобразие и исключительность авторского подхода Гора Чахала заключается в том, что он сумел применить методику концептуального анализа к возможностям цифровых технологий. Метод компьютерного монтажа, с помощью которого сегодня можно превратить в фотографии плоды самого разгоряченного воображения, именуется ныне «виртуальной реальностью». Гор Чахал укрощает собственную фантазию с помощью строгого следования вербальному содержанию образов.

Сама стратегия -- выявлять конкретное в абстрактном, заставляя глаз искать закономерности в хаосе -- восходит еще к традициям сюрреализма. Знаменитый Макс Эрнст, например, описывал свою попытку увидеть в трещинках штукатурки человеческие лица, называя это «стеной для чтения». Наличие компьютера с программой «фотошоп», к примеру, освобождает нас от таких оптических усилий -- лицо человека теперь можно составить из чего угодно: гальки, фруктов, других лиц -- все зависит от желания.

Золотые лица -- значит из чистого золота, причем золото в данном случае вовсе не послушный металл, из которого можно создать отливку по любой предоставленной художником форме. Золото Чахала остается непокоренным, слишком фактурным и самостоятельным элементом, во взаимодействии с которым реальные портретные черты нивелируются. Рытвины, морщины и складки, бороздящие эти лица, делают изображения почти неузнаваемыми, анонимными, как выветренные и смытые дождями надгробия.

Работы, выставленные в галерее Гельмана, замечательны тем, что адекватны сегодняшним переменам в культурном сознании. Поиски новой метафизики (что само по себе звучит смешно) и благородной буржуазности, внимание к «вечным ценностям», характерные для нынешнего витка консерватизма, художник не обличает и не отвергает, но принимает как данность. Но такова природа художественного сознания -- оно не терпит ханжества, и уж если автор берется за представление какого-то феномена, то исследует его до конца, не делая исключения ни для себя, ни для близких. Результат своих экспериментов он предъявляет широкой публике совершенно открыто -- смотрите сами, золотые мои.
Евгения КИКОДЗЕ

  КУЛЬТУРА  
  • //  17.01.2002
В Центре им. Мейерхольда разверзлась «кровавая бездна ужаса»
Слабонервных просим не беспокоиться. «Макбет. The bloody pit of horror» -- тот типичный образец радикального искусства, от которого вопреки ожиданиям и кровь не стынет в жилах, и сердце не уходит в пятки, но барабанные перепонки могут лопнуть в любой момент. Что особенно впечатляет в оглушительной какофонии спектакля, так это высокохудожественное рычание его постановщика и исполнителя заглавной роли Владимира Епифанцева. Так самозабвенно и талантливо рычать, как рычит Епифанцев, не умеет никто в нашем театре... >>
  • //  17.01.2002
В галерее Марата Гельмана выставлены изображения слов
В галерее Марата Гельмана открылась выставка Гора Чахала под названием Mein Gold («Золотые мои») -- перевод авторский, дословный звучал бы как «золото мое». Представлены большие работы, изображающие друзей художника и среднерусскую лесостепь, все как бы из золота (компьютерная графика). Сопровождает их текст, в котором художник объяснил, что золото для него -- субстанция нематериальная, далекая от бренного злата денег, -- автор мечтает вернуть золоту значение божественного сияния, «света невечернего», преображающего как лица друзей, так и родной пейзаж... >>
  • //  17.01.2002
Сто лет назад родился Леонид Трауберг
Если бы Леонид Трауберг остался только одним из лидеров «Фабрики эксцентрического актера», организованной в 1922 году в Петрограде, этого было бы достаточно, чтобы его имя вошло в историю киноискусства. ФЭКС под руководством Григория Козинцева и Леонида Трауберга собрал целую группу молодых талантов: оператор Москвин и композитор Шостакович, сценарист Тынянов и художник Еней, актеры Герасимов, Кузьмина, Соболевский, Жеймо, Костричкин и многие другие «молодые щенки», не пожелавшие быть «старыми райскими птицами»... >>
  • //  17.01.2002
В начале XX века джаз называли «музыкой для толстых». В последних десятилетиях прошлого века, примерно в 80-х годах, появилась фоновая разновидность джаза -- smooth jazz. Своего рода «музыка для богатых толстых». Несмотря на то что от энергии и остроты бопа, кула и прочих значительных течений «настоящего» джаза smooth jazz далек, а эстеты воротят носы от «всех этих кенни джи», тем не менее это -- одна из наиболее популярных форм джаза, и здесь тоже есть достойные музыканты... >>
  • //  17.01.2002
Покупатели предпочли искусство попонятнее и подороже
15 ноября в Новом Манеже в честь юбилея Московской межбанковской валютной биржи открылась выставка «Актуальная русская живопись» (газета «Время новостей» писала о ней вчера) и прошел аукцион, на который актуальные мастера дали работы, не представленные на выставке. То, что праздник банкиров был оформлен модной живописью contemporary art и завершился торгами, вполне закономерно. Все художники, попавшие в красный переплет роскошного каталога, давно уже перестали быть экспериментаторами. Ныне они благополучные (за исключением разве что Авдея Тер-Оганьяна), респектабельные, можно сказать, буржуазные мэтры... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика