N°68
17 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  17.04.2002
И без Си-Си всего навалом на Руси
Приключения обитателей «Санта-Барбары» закончились внезапно

версия для печати
Сегодня на РТР показана последняя купленная каналом серия «Санта-Барбары» -- 2040-я. Оставшиеся до финала 97 серий решено не покупать и не показывать. На заре российской свободы, десять лет назад, первые серии знаменитого сериала американской компании NBC действительно усадили к экрану чуть ли не всех граждан новой России. Тогда «Санта-Барбару» смотреть было куда более «интеллигентно», чем латинские страсти по «Просто Марии», а калифорнийские богатые смеялись и плакали гораздо более убедительно, чем их южноамериканские коллеги. И почти семь лет в лучшее эфирное время нам показывали историю про две семьи заокеанских миллионеров. Однако постепенно фильм из символа нового телевидения все больше превращался в надоевшего родственника, что зудит, ноет, а не выгонишь. Первым ударом по «Барбаре» стало объявленное в мае 1998-го решение генпродюсера РТР Александра Акопова закрыть вечерний показ сериала. Впрочем, тогда он пообещал: «Сразу успокою поклонников -- «Санта-Барбара» будет идти еще около четырех лет», но только по утрам. После этого изменения, как следовало ожидать, рейтинг сериала упал еще ниже, и в апреле 1999 года было объявлено о прекращении показа. Тогда верные поклонники «Барбару» отстояли. Злые языки, впрочем, утверждали, что канал таким образом пытался поднять престиж сериала, а демонстрации на Шаболовке с лозунгами «Всем известно: без Си-Си невозможно на Руси!» устраивали подставные фанаты. Сейчас на русском сайте поклонников «Санта-Барбары» вновь идет агитация за включение в борьбу -- желающим предложено заполнить купон протеста и послать его на РТР. «Прекращение показа стало со стороны РТР еще большим плевком в лицо телезрителей, чем закрытие «Санта-Барбары» в 1999 году. Ведь осталась «последняя миля», еще чуть-чуть. Смотревшие сериал в течение 10 лет телезрители окажутся в глупом положении. Это все равно, что читать книгу и в самом конце выяснить, что у нее не хватает десяти страниц, в которых и заключена развязка». Те, кто не верит в действенность слабого гласа народного, могут зайти на сайт и узнать, чем все кончилось. Вот фрагмент синопсиса последней серии: «Мейсон сидит со взорвавшимся бумажным пакетом на кровати рядом с Грэйси (которая рожает. -- Ред.) Джулия дает необходимые советы им обоим. Внезапно появляется младенец. Мейсон встает и смотрит под одеяло. Он в ужасе кричит, что младенец уже здесь, и теряет сознание». В финале перед зрителями предстают все оставшиеся в сериале герои, а последним -- «исполнительный продюсер Пол Рауx, чье лицо не показывается, а видна только фигура. Раух идет по полутемному павильону, где снималась «Санта-Барбара», за ним гаснет свет. В последнем круге света он останавливается, бросает и тушит об пол сигарету, переступает через нее и выходит за пределы кадра». Но этого российский зритель не увидит уже никогда.

Такой довольно скомканный финал объясняется тем, что и на родине судьба сериала складывалась непросто. Премьера в США состоялась 30 июля 1984 года. Получив от Эн-би-си по тем временам огромную сумму в 30 миллионов долларов сценаристы и продюсеры Бриджит и Джером Добсон запустили историю, получившую небывало высокий рейтинг. Исполнители получали пачками «Эмми» и другие престижные награды. Каждая серия обходилась компании в 400 тыс. долл., а каждый актер получал в день примерно 2 тыс. долл. Но все приедается. Исполнители, утомившись напряженным графиком, покидали сериал. Менялись сценаристы и продюсеры. Добсонов отстранили, они через суд восстановили свои права, потом, правда, опять ушли. Рейтинг понижался. Продюсеры сериала с падением интереса публики боролись оперативно -- например, в 1988 году, по инициативе продюсера Джилл Фаррен Фелпс, в «Санта-Барбаре» с небывалым для мира дневных мыльных опер натурализмом была показана сцена изнасилования Иден ее гинекологом. Рейтинг немедленно вырос. Конвейер продолжил работу.

Но 25 сентября 1992 года все-таки было объявлено о прекращении съемок. Последняя серия «Санта-Барбары» в США вышла в эфир 15 января 1993 года.

В России в это время все еще только разгоралось -- сложные перипетии отношений Локриджей и Кэпвеллов вовсю занимали аудиторию, а дневной американский сериал еще украшал лучшие вечерние часы национального эфира. Актриса Луис Сорель (Августа), приезжавшая в Москву, просила разуверить тех, кто считает, что все американцы живут как герои ее сериала: «Мы хотели отвлечь простых американцев от их повседневных проблем, показать им своеобразную иллюзию той шикарной, для большинства неведомой жизни калифорнийских богачей». Простые россияне тем не менее довольно долго пребывали в уверенности, что им показывают их будущий образ жизни. Кстати, влияние увиденного в первой вошедшей в каждый дом заокеанской сказке на мечты наших граждан следовало бы изучить особо.

Теперь есть много отечественных образцов красивой и некрасивой жизни, но им никогда не добиться такого градуса народной любви. Прощай, «Санта-Барбара», тебя, как первую любовь, России сердце не забудет. Но и смотреть уже никаких сил нет.
Алена СОЛНЦЕВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  17.04.2002
В прокат выходит диетический триллер Дэвида Финчера «Комната страха»
На сегодняшний день на счету Дэвида Финчера, клипмейкера и нонконформиста, одного из лучших (в прошлом?) режиссеров Америки, пять полнометражных игровых фильмов. Третий «Чужой» (1992) -- самый склизкий, липкий и неприятный, визуально интересный, но сюжетно бестолковый. Мрачный и величественный триллер «Семь» (1995), в котором наивным диссонансом звучали меланхолические откровения героя Моргана Фримена. Параноидальная «Игра» (1997), изобретательная, но пустоватая и довольно искусственная. Очень талантливый «Бойцовский клуб» (1999), штурмующий восприятие, но также вполне наивный с точки зрения сюжетосложения. И вот, наконец, вышедшая в США пару недель назад «Комната страха», которая наверняка окажется самым успешным проектом Финчера... >>
  • //  17.04.2002
Приключения обитателей «Санта-Барбары» закончились внезапно
Сегодня на РТР показана последняя купленная каналом серия «Санта-Барбары» -- 2040-я. Оставшиеся до финала 97 серий решено не покупать и не показывать. На заре российской свободы, десять лет назад, первые серии знаменитого сериала американской компании NBC действительно усадили к экрану чуть ли не всех граждан новой России. Тогда «Санта-Барбару» смотреть было куда более «интеллигентно», чем латинские страсти по «Просто Марии», а калифорнийские богатые смеялись и плакали гораздо более убедительно, чем их южноамериканские коллеги. И почти семь лет в лучшее эфирное время нам показывали историю про две семьи заокеанских миллионеров. Однако постепенно фильм из символа нового телевидения все больше превращался в надоевшего родственника, что зудит, ноет, а не выгонишь... >>
  • //  17.04.2002
Издательству «Вагриус» исполнилось десять лет
Когда (если) будет писаться обстоятельная история русской литературы рубежа тысячелетий, имя издательства «Вагриус» займет в ней одну из самых важных позиций. Созданная десять лет и сперва не слишком приметная фирма с диковинным названием не только сумела выстоять на диковатом российском рынке, но и сохранила «исходные» принципы. Выпуская коммерческие книги (кстати, отнюдь не худшего качества), издательство постоянно и целенаправленно пестовало серьезную литературу. Иногда это удавалось лучше, иногда хуже, но стратегия оставалась неизменной. И в начале 90-х, когда современному прозаику или поэту было просто «некуда пойти», и сейчас, когда за живую серьезную словесность всерьез взялись самые разные издательства... >>
  • //  17.04.2002
Юрген Хартен -- один из самых известных кураторов Европы. На протяжении многих лет он возглавлял музей Кунстхалле (Дюссельдорф). Хартен стал легендой в своей профессии, его выставки вошли в историю современного искусства и во многом определяли художественный процесс последних десятилетий прошлого века. Он приехал в Москву в связи с началом работы над выставкой «Москва--Берлин. 1950--2000». Выставка должна открыться в Берлине осенью 2003 года и в марте 2004 в Москве. Она станет продолжением известного проекта, который был показан в Берлине и Москве в 1995--1996 годах. С Юргеном ХАРТЕНОМ встретилась наш корреспондент Фаина БАЛАХОВСКАЯ... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ